ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Апрель 2014года
Спорный вопрос

Вправе ли компания учитывать расходы на ГСМ не по нормативам, а по факту?

До сих пор не утихают споры о том, нужно ли нормировать расходы на ГСМ для целей налогообложения прибыли1. Налоговый кодекс делать это не обязывает. Но большинство инспекторов при проверке настаивают на учете затрат только в пределах норм, установленных Минтрансом.

И вот наконец есть повод полагать, что Минфин России поставит точку в этом споре. Ведомство выпустило уже второе разъяснение о том, что нормировать расходы на ГСМ — право, а не обязанность компании (письмо от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875). Соответственно компания сможет больше затрат учесть при налогообложении прибыли. Но учитывая, что контролеры не всегда соглашаются с Минфином России, риски сохраняются.

Диаграмма

Мы провели опрос на сайте www.rnk.ru и выяснили следующее. Большинство практиков считают, что расходы на ГСМ безопаснее все-таки нормировать (81%). Из них 49% опрошенных отметили, что такие нормы компания вправе утвердить самостоятельно.

Остальные 19% респондентов учтут в расходах стоимость ГСМ по факту. Есть решения суда, подтверждающие такой подход.

Рассмотрим, какие аргументы за противоположные позиции привели специалист по налогам и действующий сотрудник налоговой инспекции.

Мнение посетителей сайта www.rnk.ru

Как компания списывает расходы на ГСМ при исчислении налога на прибыль (см. диаграмму справа)?

«Даже Минфин согласился, что нормировать расходы на ГСМ — право, а не обязанность компании»

Денис Колесников

начальник отдела налогового учета энергетической компании

«НК РФ не обязывает компанию нормировать расходы на ГСМ. Значит, такие расходы можно учесть при налогообложении прибыли в размере фактических затрат (подп. 5 п. 1 ст. 254 и п. 2 ст. 272 НК РФ).

УФНС России по г. Москве еще в 2006 году высказало мнение, что затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы автомобиля можно списывать в расходы исходя из фактического пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и цен на его приобретение (письмо от 12.04.06 № 20-12/29007).

Несмотря на позицию ведомства, контролеры на местах доначисляли налог на прибыль компаниям, которые не нормировали спорные расходы. Однако суды поддерживали налогоплательщиков в этом вопросе (постановления ФАС Западно-Сибирского от 05.04.12 № А27-8757/2011 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 09.07.12 № ВАС-8327/12) и Центрального от 04.04.08 № А09-3658/07-29 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08) округов). Основной аргумент — у компании имелись первичные документы, которые подтверждают приобретение и расход топлива (путевые листы).

Более того, в последних разъяснениях Минфин России обращает внимание, что компания вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р. Но не настаивает, что она обязана им следовать (письма от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875 и от 03.06.13 № 03-03-06/1/20097).

Поэтому, на мой взгляд, списание ГСМ в расходы в размере фактически понесенных затрат вполне безопасно с налоговой точки зрения. Если, конечно, такие затраты разумны и подтверждены документами».

«Расходы на ГСМ нужно нормировать по правилам Минтранса или внутренним нормативам компании»

Роман Романенко

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

«Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) для целей налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом такие расходы должны быть обоснованы с налоговой точки зрения и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Минфин России в письме от 03.09.10 № 03-03-06/2/57 подчеркнул, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик учитывает Методические рекомендации “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”, введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р.

Ранее финансовое ведомство отмечало, что в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены указанным распоряжением Минтранса России, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, предоставляемой заводом-изготовителем автомобиля (письмо от 14.01.09 № 03-03-06/1/15).

Напомню, что существует и судебная практика, поддерживающая такую позицию финансистов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.08 № Ф04-7500/2008(16942-А27-37)).

Поэтому я считаю, что компания не вправе списывать в расходы стоимость ГСМ в размере фактически понесенных затрат. Даже при наличии должным образом оформленных путевых листов и кассовых чеков автозаправочных станций».

1 В бухгалтерском учете стоимость ГСМ необходимо учитывать в пределах норм, утвержденных Минтрансом России (п. 40 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса России от 24.06.03 № 153).