Все статьи номера
1-2
Январь 2017года
Проверки и штрафы

Недочеты в ценниках сейчас опасны спорами и штрафом

Подписи и печати на ценниках не нужны

Опасно ставить на одном ценнике две цены

Когда можно обойтись без ценников

Дмитрий Звоненко, юрист

Новогодние праздники, а с ними и распродажи, скоро закончатся. Самое время проверить ценники и заменить их на актуальные. Если покупатель или ревизор обнаружит ценник со старой ценой или вообще от другого товара, компанию могут оштрафовать за неверно оформленные ценники.

Есть три основания, по которым возможен штраф за ценники:

— нарушение права потребителя на информацию о товаре (ч. 1 ст 14.8 КоАП РФ). Штраф на компанию — до 10 000 руб;
— обман потребителей (ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ). Штраф для компании — до 50 000 руб.;
— нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ). Штраф для компании составит до 30 000 руб.

Какие претензии покупателей и ревизоров к ценникам надуманы, а когда они могут обернуться штрафом? Как составить идеальный ценник? Ответы — в нашей статье.

Претензия 1. В ценнике одна цена, а на кассе — другая

Самая частая ошибка с ценниками — когда на ценнике одна стоимость, а на кассе с покупателя требуют оплатить покупку по другой цене. Если нарушение зафиксируют проверяющие, то оштрафуют компанию за обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ).

Проверяющие и суды не принимают в качестве оправдания такие причины, как инвентаризация, поступление новой партии товара, начало или, наоборот, окончание маркетинговой акции, нехватка персонала в торговом зале, сбои в компьютерной программе. Не имеет значения и величина разницы между ценой на ценнике и на кассе.

Судьи признают, что расхождение в несколько рублей и даже копеек — повод для штрафа (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.15 № 12АП-5679/2015). Аргументы о малозначительности нарушения судьи не признают (постановление ВС РФ от 28.11.16 № 306-АД16-15515).

Кроме того, когда стоимость товара в ценнике и чеке отличается, покупатель вправе потребовать возместить разницу в ценах (ст. 1102 ГК РФ). Продавец обязан продать товар именно по той цене, что стоит на ценнике. Даже если компания компенсировала покупателю разницу в ценах, это не повод для отмены штрафа.

Чтобы избежать штрафов, любое изменение цены на товар в программах касс или кассовых узлов незамедлительно отражайте на ценниках. Если есть возможность, установите электронные ценники. Они допустимы и автоматически отражают изменения в цене.

Претензия 2. Цена зависит от способа оплаты

Сейчас не редкость, когда продавцы пишут на ценнике стоимость товара при оплате наличными. Если покупатель оплачивает покупку картой — продавец плюсует к цене продажи процент банка за обслуживание терминала, который принимает пластиковые карты.

Это незаконно, и судьи поддерживают проверяющих из Роспотребнадзора. Продавец не вправе брать с покупателя больше той цены, что установил в договоре розничной купли-продажи, то есть в ценнике (постановление ВС РФ от 31.07.15 № 302-АД15-8115).

Переоценка не защитит от штрафа за ценник с ошибкой

Не освобождает от штрафа и обратная ситуация, когда цена на ценнике, наоборот, больше, чем заплатил покупатель. Роспотребнадзор отмечает, что такая путаница не дает потребителю возможность правильно выбрать товар (п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1).

Претензия 3. Ценник написан мелом

Покупателей часто смущают ценники нестандартной формы. Например, когда продавец оформил его мелом на доске. Или электронные ценники, которые автоматически обновляют цену вместе в кассовыми аппаратами.

Претензии к форме ценника безосновательны. Со 2 января 2016 года действуют новые правила оформления ценников, они больше не требуют оформлять ценники только на бумаге. Сейчас продавец вправе сам выбирать, на чем оформить ценник. Это может быть любой визуально доступный для покупателей носитель информации. К примеру, грифельная доска, стенды, световые табло (ГОСТ Р 51303-2013, утв. приказом Росстандарта от 28.08.13 № 582-ст).

Главное, соблюсти все требования к составу данных на ценнике. Подробнее об этом читайте во врезке ниже.

На практике

Как правильно оформить ценник

Любой магазин обязан оформить ценники. Они должны сопровождать образцы товаров, которые продавец выставляет на прилавках, витринах и т. п. (п. 19 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55). Исключений нет.

Ценники должны быть единообразны и четко оформлены. Обязательные реквизиты:

— наименование товара;
— цена за вес или единицу товара;
— сорт, если он есть.

Стоит также включить в ценник наименование компании-продавца и страну происхождения товара. Эти реквизиты не входят в число обязательных. Но проверяющие из Роспотребнадзора штрафуют, если этих реквизитов нет в ценнике (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.05.14 № Ф08-2218/2014).

Оформить ценник можно на бумаге или ином визуально доступном для покупателей носителе информации. В том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло (п. 182 ГОСТ Р 51303-2013, утв. приказом Росстандарта от 28.08.13 № 582-ст). Ценником может быть, к примеру, и грифельная доска с ценой на те или иные блюда и напитки в барах, в специализированных отделах магазинов (кулинария, выпечка, напитки, мясо, рыба, овощи, фрукты и т. п.). Или световые табло и информационные стенды на автозаправках и в предприятиях общественного питания

Претензия 4. Нет ценника на товар

Покупатель может обратиться в Роспотребнадзор, если не обнаружил ценника. Это тоже повод для штрафа. Но он меньше, чем за неправильный ценник. Компанию оштрафуют не за обман потребителей, а за нарушение правил продажи товаров (ст. 14.15 КоАП РФ).

Ценники в у. е. и иностранной валюте вне закона

Судьи поддерживают Роспотребнадзор. Правила продажи товаров обязывают продавца иметь ценники. Если их нет, это нарушение (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.08.14 № А27-2714/2014). Как и в случае с ошибками в ценах, никаких оправданий судьи не принимают. Но по данному правонарушению есть возможность избежать штрафа и отделаться предупреждением (ст. 14.15 КоАП РФ).

Претензия 5. На ценнике неверная информация о товаре

Не все проблемы в ценниках связаны только с ценой. На нем может быть неверно написан объем, состав или другая информация о товаре. К примеру, объем бутылки молока — 930 мл, а на ценнике написано 1000 мл (см. образец 1 ниже). Придирчивые покупатели укажут на ошибку и будут правы.

Образец 1. Ценник с неверными данными

Ревизоры из Роспотребнадзора считают, что они вправе оштрафовать за это нарушение (ст. 14.7 КоАП РФ). Фактически это обвешивание покупателя. Компания продает товар меньшего объема, чем установила договором. Офертой в данном случае будет ценник (ст. 435—437 ГК РФ).

Но суды не всегда поддерживают ревизоров (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.15 № А64-3394/2014). Судьи приходят к выводу, что несоответствие массы или объема на ценнике и упаковке продукта не означает, что покупателя обвесили или обманули. Ведь он не получает товар меньшего веса или объема, чем предусмотрено на упаковке. Судьи решили, что ошибка не привела к негативным последствиям для покупателя. Значит, и штрафовать магазин не за что.

На практике

Кто и как проверяет ценники

Как продавцы соблюдают правила продажи отдельных видов товаров, контролируют сотрудники Роспотребнадзора. Они же проверяют, правильно ли продавец оформляет ценники.

Выездные проверки специалистами Роспотребнадзора возможны как по инициативе самих ревизоров, так и по обращениям покупателей. В последнем случае речь может идти о проведении внеплановой проверки компании.

Если проверяющие обнаружили нарушение, то составят протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ). На основании протокола специалисты Роспотребнадзора решат, какое административное наказание применить к продавцу — штраф или предупреждение

Претензия 6. Цена в условных единицах

Чтобы избежать потерь из-за частых колебаний курса, продавцы оформляют ценники в условных единицах. Для магазина это удобно — при изменении цены нет необходимости менять ценники, достаточно изменить внутренний курс у. е. Но такой порядок не устраивает ни покупателей, ни ревизоров из Роспотребнадзора.

Ценник необязательно оформлять только на бумаге

Проверяющие вправе оштрафовать компанию за ценники в условных единицах (ст. 14.15 КоАП РФ). Магазин должен установить цены в рублях (п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1). Цены в условных единицах допустимы только для сделок между компаниями и предпринимателями (ст. 317 ГК РФ). Устанавливать цены в условных единицах или в иностранной валюте на ценниках для розничных покупателей продавец не вправе.

Образец 2. Ценники в у. е.

Претензия 7. На ценнике нет подписи и печати продавца

Покупатели привыкли к тому, что на «правильном» ценнике должна быть подпись и печать продавца. И если сейчас не находят этих данных, могут попытаться подловить компанию на ошибке. Раньше за такое упущение компанию могли оштрафовать на 10 000 руб., сейчас это не нарушение.

Со 2 января 2016 года обязательных реквизитов ценников стало меньше (постановление Правительства РФ от 23.12.15 № 1406). Печать, подпись, а также дату оформления ценника теперь указывать не обязательно. Аналогичные изменения внесли и в определение понятия «ценник» (п. 182 ГОСТ Р 51303-2013, утв. приказом Росстандарта от 28.08.13 № 582-ст).

Но если компания оставила эти данные в ценнике, это не будет ошибкой. Продавец вправе дополнять ценники информацией, которая адресована потенциальным покупателям. Это не запрещено.

На это указывают и специалисты Роспотребнадзора в информации от 07.05.16 «О допустимых способах (формах) оформления ценников на товары, реализуемые в розничной торговле». Эту информацию ведомство разместило на своем официальном сайте rospotrebnadzor.ru в разделе «Новости» (далее — информация Роспотребнадзора от 07.05.16). Главное, не забыть другие обязательные элементы ценника (см. врезку выше).

Образец 3. Ценник с датой и подписью

Претензия 8. На одном ценнике несколько цен

На несколько товаров можно оформить один ценник

Многие магазины сейчас предлагают скидки держателям карт постоянного покупателя. На ценниках пишут две цены. Одну со скидкой, другую — без скидки. Причем «льготную» цену часто пишут большими цифрами, а обычную стоимость мелким шрифтом. Нестыковки в ценах покупатели обычно обнаруживают уже на кассе и сообщают об «обмане» в Роспотребнадзор.

Продавец вправе предоставлять скидки постоянным покупателям и указывать на одном ценнике стоимость для постоянных покупателей, у которых есть дисконтные карты, и других покупателей. Это не нарушает права потребителей. Но писать цену без скидки мелким шрифтом опасно. Проверяющие штрафуют за такие ценники (ст. 14.15 КоАП РФ). Судьи согласны с ревизорами: две цены на ценнике разным шрифтом или цветом вводят потребителей в заблуждение.

Чтобы понять принцип оформления ценника, покупатель должен знать правила их оформления и продавец должен разместить их на стендах. Когда продавец неединообразно оформляет ценники, покупатель не может в доступной форме получить информацию. Это нарушение, поэтому штраф законен (постановление ВС РФ от 10.07.15 № 307-АД15-7060). Продавец должен оформлять все ценники однообразно — одинаковым шрифтом, в одном формате.

Избежать споров можно, если привести на ценнике одну цену на товар. Информацию о возможных скидках доводите до потребителей отдельно. Например, на стендах, информационных стойках, стикерах, в каталогах и т. д.

На практике

Когда ценник действительно не нужен

При продаже одежды и обуви на товаре должен быть ярлык с наименованием, артикулом, ценой, размером, ростом и т. д. Этого требует пункт  41 Правил, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55.

Но цену на такие товары допустимо указать либо на ценниках, либо на ярлыках. Дублировать ее и там и там не требуется. Подтверждает это также информация Роспотребнадзора от 07.05.16.

Продавец вправе указать информацию о цене и на ярлыке, и на ценнике. Такой порядок не будет нарушением. Главное, чтобы эта информация не различалась

Образец 4. Ценник с двумя ценами

Претензия 9. На несколько товаров один ценник

Продавцы иногда оформляют на несколько товаров один ценник. Например, когда при распродажах продают разные товары по одной цене. Тогда в одну корзину или стеллаж складывают различные товары по одной цене. Это могут быть и продовольственные, и непродовольственные товары: консервы, молочная продукция, игрушки, одежда, хозяйственные товары. Некоторые покупатели считают, что это нарушение и у каждого товара должен быть свой ценник.

Но такие общие ценники законны. Это подтвердили специалисты Роспотребнадзора (информация Роспотребнадзора от 07.05.16). Продавец сам устанавливает порядок, как предоставлять информацию о цене товаров с учетом особенности выкладки, размещения товаров в торговом зале, условий их продажи и т. д. Главное, чтобы выбранный способ позволил в доступной и наглядной форме обеспечить право потребителя получить достоверную информацию о цене товара и условиях его продажи.

Образец 5. Ценник на несколько товаров