Все статьи номера
1-2
Январь 2017года
Налоговый форум

ФНС России: новое в налоговых проверках и администрировании

Повышение пеней затронет не всех

Число проверок сократилось, но их эффективность увеличилась

Понятие осмотрительности и необоснованной выгоды узаконят

Ольга Сергеева, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-службу ФНС России ,

Налоговое законодательство ждет глобальная реформа. В Послании Федеральному Собранию Президент РФ поставил на 2017 год задачу проанализировать действующие правила, чтобы их упростить и создать новый облик налоговой системы.

Новое в налоговом администрировании, сокращение низкоэффективных проверок, передача страховых взносов, переход на онлайн-кассы и электронные сервисы ФНС. Эти вопросы Михаил Мишустин, руководитель ФНС России, обсудил с участниками Пленарного заседания на XII Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате 1 декабря 2016 года.

По каким правилам платить пени в 2017 году?

В 2017 году возрастет ставка пеней для компаний (Федеральный закон от 30.11.16 № 401-ФЗ). Ставка будет зависеть от количества дней просрочки платежа по налогам или взносам. Если она не превысит 30 дней, пени начислят по старым правилам — исходя из 1/300 ключевой ставки. И только с 31-го календарного дня инспекторы начнут считать пени исходя из 1/150 ключевой ставки. Новые правила вступят в силу с 1 октября 2017 года. Размер пеней не вырастет только для «физиков», в том числе для предпринимателей.

На первый взгляд поправка ухудшает положение бизнеса. Но она приведет к сокращению налоговых недоимок. Это в конечном счете, по мнению Михаила Мишустина, должно положительно сказаться на работе компаний.

Есть и другие важные поправки. В частности, субсидиарная ответственность при банкротстве. Поправки потребовались из-за недобросовестных налогоплательщиков, которые за счет налоговых схем пытаются незаконно уйти от уплаты налогов. Сокращение числа неблагонадежных компаний также должно позитивно повлиять на бизнес.

Дополнят ли Кодекс понятиями осмотрительности и налоговой выгоды?

Критерии получения необоснованной налоговой выгоды сейчас вызывают много споров. Как отметил Михаил Мишустин, ФНС России делит налогоплательщиков на тех, кто:

— соблюдает требования законодательства;
— пытается создать инструментарий, чтобы не исполнять налоговое законодательство.

Проблема в том, что в Налоговом кодексе сейчас нет запрета на злоупотребление правами. Это создает неравные условия для добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков. Последним из-за пробела в законодательстве проще уклоняться от налогов и неправомерно возмещать НДС из бюджета. Налоговый кодекс ориентирован на добросовестных налогоплательщиков, поэтому во время проверок ФНС вынуждена ссылаться на судебные решения. Сейчас налоговики руководствуются постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 о необоснованной налоговой выгоде.

В планах ФНС сократить сроки камеральных и выездных проверок

Правильнее, чтобы нормы о запрете злоупотреблять правами были в налоговом законодательстве. Такие нормы есть в налоговом законодательстве других стран, например Германии и Испании. И такой законопроект уже есть. Если он пройдет все стадии утверждения, в Кодексе появится такое понятие, как злоупотребление правами налогоплательщика. По сути, это умышленные действия по уклонению от налогов.

Еще одно важное понятие, которым хотят дополнить Налоговый кодекс, — отсутствие должной осмотрительности. Если поправку примут, компания получит право уменьшить доходы на расходы и заявить вычеты, только если договор подписало уполномоченное лицо и стороны реально исполняют контракт.

Снизится ли число налоговых проверок?

В планах ведомства пересмотреть инструментарий камеральных и выездных проверок и сократить сроки таких ревизий. Сейчас налоговики применяют в контрольной работе риск-ориентированный подход. Он позволяет сократить количество налоговых проверок и одновременно повысить их эффективность. Так, за 9 месяцев 2016 года количество выездных налоговых проверок сократилось на 13,4%, а доходы от проверок выросли на 42%. Это более 6,8 млн. руб. (см. график 1 ниже).

График 1. Эффективность по взысканию налогов на проверках

По результатам камеральных проверок в бюджет поступило на 9% больше платежей. В основном это результат работы АСК «НДС-2». Автоматизированная система позволила в 12 раз снизить количество заявлений о возмещении НДС высокорисковыми организациями. Всего по результатам камеральных и выездных проверок за 9 месяцев 2016 года бюджет получил на 20% платежей больше, чем в аналогичном периоде 2015 года.

Михаил Мишустин подчеркнул, что инспекторы стараются сразу объяснить компаниям причину отказа в возмещении налога и обозначить, какие нарушения вызовут вопросы при камеральных или выездных проверках. Налоговики делают это заранее, чтобы не доводить до выездных проверок. Так, в 2016 году инспекции отправили около 215 тыс. уведомлений с просьбой пояснить расхождения в отчетности по НДС. 148 тыс. налогоплательщиков самостоятельно уточнили свои сведения.

Автоматизированная система контроля и риск-ориентированный подход позволяют вести историю каждого налогоплательщика. Это дает возможность более эффективно запланировать проверки и снизить их количество. Предпроверочный анализ позволил инспекциям снизить число споров с налогоплательщиками. Сейчас компании реже оспаривают решения налоговиков. Так, за 9 месяцев 2016 года количество дел в судах с участием компаний и предпринимателей снизилось более чем в три раза. При этом судьи чаще соглашаются с доводами инспекций: 80% от общей суммы требований судьи решили в пользу бюджета.

Уменьшились ли платежи в бюджет?

Несмотря на снижение основных макропоказателей, динамика налоговых поступлений, по данным ФНС, остается положительной. Так, за 10 месяцев 2016 года налоговые платежи в консолидированный бюджет РФ составили более 12 трлн. руб., что на 2,6%, или на 300 млрд. руб., больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (см. график 2 ниже).

График 2. Поступления в консолидированный бюджет

Сохранить положительные темпы роста удалось за счет бюджетообразующих налогов, которые не связаны напрямую с мировой экономической конъюнктурой. Так, собираемость налога на прибыль организаций выросла на 2,9%, НДФЛ — на 7,6%, НДС — на 8,6%, акцизов — на 26,4% (см. график 3 ниже).

График 3. Поступления налогов

Что будет со взносами с 2017 года?

С 2017 года ФНС России стала администратором страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Сохранятся все основные тарифы, необлагаемые суммы и пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков — малого бизнеса, ИТ-организаций и др. Отчитываться по взносам компаниям будет проще.

Администрировать взносы инспекции будут по принципу «одного окна»: одна форма отчетности и единые правила контроля. ФНС России уже утвердила форму расчета по страховым взносам и порядок ее заполнения. Также налоговая служба приняла форматы обмена информацией с государственными внебюджетными фондами в электронной форме.

В Кодекс включат запрет злоупотреблять правами налогоплательщика

Число проверяющих ведомств сократится с трех до одного, в результате количество проверок уменьшится. Обязательный досудебный порядок обжалования споров теперь распространяется и на страховые взносы. Это должно сократить число споров в судах.

Данные по администрированию страховых взносов можно проверить в «личных кабинетах». В «личном кабинете для физлиц» будут сведения о начисленных взносах в отношении каждого застрахованного физлица аналогично сведениям из справки о доходах 2-НДФЛ. В «личных кабинетах для компаний и предпринимателей» — суммы недоимки по страховым взносам.

Готовы ли налоговые инспекции к переходу на онлайн-кассы?

Налоговая служба готова к переходу бизнеса на инновационные кассы. На сайте ФНС России можно зарегистрировать онлайн-кассу без визита в инспекцию. Производители ККТ уже зарегистрировали 40 новых моделей техники.

Чтобы снизить затраты бизнеса по переходу на онлайн-кассу, Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект. Если его примут, предприниматели получат вычет по затратам на приобретение онлайн-касс в сумме до 18 000 руб.

Будет ли единый ресурс с досье на импортеров?

ФНС России развивает межведомственный обмен информацией с ФТС. Данные о таможенной стоимости импортируемого товара таможенная служба уже передает в АСК «НДС-2». Это обеспечивает автоматизированный контроль за добавленной стоимостью от пересечения границы до розничной продажи.

Налоговая служба также планирует создать с ФТС интегрированный ресурс, в котором будет досье на каждого участника внешнеэкономической деятельности. В досье войдет ключевая налоговая и таможенная информация, а также рейтинг благонадежности по налоговым и таможенным рискам. Инспекторы получат доступ к документам, которые импортеры ранее представили в таможенные органы. Это избавит бизнес от необходимости представлять документы в две службы. Единая информационная среда также позволит оперативно выявлять недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности и создать благоприятные условия для законопослушных налогоплательщиков.

Еще один важный совместный проект с таможенной службой ФНС запустила в 2016 году. Это пилотный проект маркировки изделий из натурального меха контрольными знаками. В результате розничная продажа меховых изделий за три месяца проекта превысила показатели маркетинговых исследований за весь 2015 год, а ее объем составил более 10 млрд. руб.

В системе «Маркировка» зарегистрировано свыше 8 тыс. организаций и предпринимателей. Они заказали через «личный кабинет» более 6 млн. марок на товары, что в 16 раз больше официальных статистических данных по обороту меховых изделий за 2015 год и в 2,5 раза больше прогнозных показателей отраслевых ассоциаций на 2016 год. С начала пилотного проекта легализовались 20% участников мехового рынка. Раньше все они либо не регистрировались как налогоплательщики, либо сдавали нулевую отчетность.

Как еще можно дополнительно проверить контрагента?

Михаил Мишустин напомнил, что в 2016 году заработал Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (Реестр МСП). Он автоматически присваивает статус субъекта малого и среднего бизнеса. Предпринимателям не надо проходить специальную регистрацию и подтверждать свой статус.

Сейчас в реестре зарегистрированы более 5,7 млн. малых и средних предприятий. Из них 95% — это микропредприятия с годовой выручкой до 120 млн. руб. и численностью работников до 15 человек.

Для предпринимателей это возможность своевременно получить доступ к программам господдержки и участвовать в госзакупках. За три месяца существования реестра пользователи сделали почти 2 млн. поисковых запросов, в том числе сформировали более 600 тыс. выписок.

В реестре можно найти контрагента по региону, виду деятельности, продукции, лицензируемой деятельности. Проверить компанию в реестре также можно по таким критериям, как наличие заключенных договоров, участие в программах партнерства, инновационная высокотехнологичная продукция.