ещё
свернуть
Все статьи номера
статья 23 из 31
Не прочитано
23
Декабрь 2015года
Документ

Допсоглашение о выплате бонуса или скидки избавит от проблем с НДС и налогом на прибыль

Простимулировать постоянного контрагента можно, в том числе скидками или бонусами. То есть вознаграждением покупателю в случае выполнения определенных условий сделки или отдельного соглашения (письмо ФНС России от 01.04.10 № 3-0-06/63).
Если первоначальный договор не содержит условия о выплате такого бонуса, условие о премировании покупателя закрепляют в дополнительном соглашении (постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.09.15 № Ф05-12613/2015). Рассмотрим, что указать в допсоглашении, чтобы избежать рисков по налогу на прибыль и НДС (образец дополнительного соглашения к договору поставки, содержащий условие о выплате покупателю бонуса, приведен ниже).

1. Ссылка в допсоглашении на ранее заключенный договор идентифицирует сделку и исключит претензии по налогу на прибыль

Поставщик учитывает сумму бонуса в расходах только в том случае, если выплата бонуса предусмотрена договором (письма Минфина России от 17.08.12 № 03-03-06/1/414, от 31.07.12 № 03-03-06/1/372 и от 20.03.12 № 03-03-06/1/132). Значит, в допсоглашении, где закреплено условие о премировании покупателя, необходимо сделать ссылку на основной договор.

2. Описание в допсоглашении условий выплаты бонусов позволит поставщику учесть сумму премии в налоговых расходах

Для того чтобы компания смогла учесть затраты на предоставленный контрагенту бонус во внереализационных расходах, должны одновременно выполняться два условия (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ):
— в договоре или допсоглашении предусмотрены условия предоставления бонуса. Как правило, это приобретение определенного объема или ассортимента продукции;
— покупатель исполнил оговоренные обязательства.
Так, в одном из дел суд установил, что в договорах, заключенных с покупателями-дистрибьюторами, отсутствуют условия предоставления скидок. Скидки поставщик выплатил, несмотря на то что покупатели не выполнили определенные условия договоров. В результате суд согласился с налоговиками в том, что поставщик не вправе был учитывать при налогообложении прибыли выплаченные покупателям бонусы (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.14 № Ф05-13640/2014, оставлено в силе определением Верховного суда РФ от 20.03.15 № 305-КГ15-816).
Свежие разъяснения налоговой службы по вопросам уплаты торгового сбора
№ 23, 2015
Что не забыть отразить в учетной политике на 2016 год с учетом изменений