Все статьи номера
статья 12 из 32
Не прочитано
3
Январь 2015года
Топ

Семь дел, которые нужно сделать бухгалтеру при переходе организации с «упрощенки» на общий режим

Как правильно отразить в налоговом учете переходные доходы

В каких случаях признавать переходные расходы рискованно

При переходе с «доходной» УСН могут быть сложности с вычетом НДС

Елена Вайтман, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Любая организация, применяющая «упрощенку», может добровольно отказаться от использования этого спецрежима и с начала нового года перейти на общую систему налогообложения (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Для этого необходимо лишь письменно уведомить свою инспекцию.

Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения (его рекомендуемая форма утверждена приказом ФНС России от 02.11.12 № ММВ-7-3/829@) следует направить в инспекцию не позднее 15 января того года, с которого компания планирует изменить режим налогообложения (подробнее читайте ниже). Так, если «упрощенец» решил с 2015 года перейти на общую систему налогообложения, последний срок для отправки указанного уведомления — 15 января 2015 года.

Обратите внимание

Инспекторы не могут отказать «упрощенцу» в переходе на другую систему налогообложения

Переход организации или индивидуального предпринимателя на «упрощенку» и возврат к иным режимам налогообложения носят добровольный характер (п. 1 и 6 ст. 346.13 НК РФ).

Исключением являются лишь случаи, когда «упрощенец» утратил право на применение УСН из-за нарушения установленных ограничений и поэтому обязан перейти на общую систему налогообложения (п. 4 ст. 346.13 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

При добровольном уходе с «упрощенки» главное — вовремя уведомить налоговиков о принятом решении. Получать от них какое-либо согласование или разрешение не требуется.

Более того, инспекторы не вправе отказать организации или предпринимателю в изменении режима налогообложения. Такого же мнения придерживаются контролирующие ведомства (письма Минфина России от 28.12.11 № 03-07-11/351, ФНС России от 10.10.12 № ЕД-4-3/17109@ и от 19.07.11 № ЕД-4-3/11587).

Однако если «упрощенец» планировал с 2015 года перейти на общий режим, но до 15 января 2015 года так и не уведомил об этом инспекцию, он не вправе в этом году изменять систему налогообложения. То есть до конца 2015 года он обязан оставаться на «упрощенке» (письма ФНС России от 19.07.11 № ЕД-4-3/11587 и УФНС России по г. Москве от 08.11.11 № 16-15/107611@). Изменить режим налогообложения этот «упрощенец» сможет лишь с 1 января 2016 года

Помимо извещения налоговиков, бывшему «упрощенцу» предстоит проделать еще целый ряд дел, связанных с налогообложением и отражением в учете отдельных операций. Редакция журнала РНК составила перечень таких мероприятий. С помощью аудиторов, налоговых консультантов и других специалистов-практиков (их список приведен ниже) разберемся, что конкретно нужно сделать и какими нормами законодательства следует при этом руководствоваться.

Эксперты

Благодарим за содействие в подготовке материала

Ирину Боровскую, главного бухгалтера ООО «Котани»

Асю Далакову, бухгалтера, старшего преподавателя кафедры менеджмента МГТУ МИРЭА

Аркадия Капкаева, руководителя отдела налоговых споров и налогового планирования ООО «Правовой сервис»

Марию Лисицыну, эксперта по налогообложению ООО «Консультант: ИС»

Раису Рябову, методолога-консультанта по налогообложению ИПБ России

Сергея Шелудешева, бизнес-консультанта консалтинговой компании

1. Проанализировать расчеты с покупателями на дату перехода и включить в доходы выручку по неоплаченным отгрузкам, состоявшимся на УСН

Диаграмма 1

Организации, которая с 2015 года перешла с «упрощенки» на общий режим налогообложения, прежде всего необходимо решить, какой метод (кассовый или метод начисления) она будет использовать при расчете налога на прибыль. От этого зависит перечень мероприятий, которые ей следует проделать в связи со сменой режима налогообложения.

Кассовый метод максимально приближен к правилам учета, применяемым на «упрощенке», и выбор именно этого метода потребует меньшего количества корректировок в налоговом учете (п. 2 и 3 ст. 273, п. 1 и 2 ст. 346.17 НК РФ). Но использовать кассовый метод могут не все налогоплательщики. В частности, его не вправе применять (п. 1 и абз. 2 п. 4 ст. 273 НК РФ):

— организации, выручка которых за предыдущие четыре квартала без учета НДС превысила 4 млн. руб.;
— банки, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации;
— участники договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества или договора инвестиционного товарищества;
— операторы нового морского месторождения углеводородного сырья.

Именно из-за наличия указанных ограничений большинство компаний, переходящих с «упрощенки» на общий режим, выбирают метод начисления. Таким организациям целесообразно начать переходные мероприятия с анализа дебиторской задолженности, сформированной на дату перехода, то есть на 1 января 2015 года. Наличие задолженности означает, что компания отгрузила покупателям товары, выполнила работы или оказала услуги в тот период, когда еще находилась на «упрощенке». Однако оплату за них получит уже после перехода на общую систему налогообложения.

Налоговый кодекс четко устанавливает, что организации, выбравшие в налоговом учете метод начисления, обязаны включить в доходы выручку от реализации ими во время применения «упрощенки» товаров, работ, услуг, оплату за которые они не получили до даты изменения режима налогообложения (подп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ).

Сергей Шелудешев, бизнес-консультант консалтинговой компании, пояснил, что соответствующие операции по доначислению доходов необходимо отразить в налоговом учете по состоянию на 1 января 2015 года (п. 2 ст. 346.25 НК РФ).

Ведомства приравнивают указанные доходы к доходам прошлых лет, выявленным в текущем налоговом периоде (письма Минфина России от 04.04.13 № 03-11-06/2/10983 и от 23.10.06 № 03-11-05/237, УФНС России по г. Москве от 18.06.09 № 16-15/061652). Поэтому они предписывают включать их во внереализационные доходы на основании пункта 10 статьи 250 НК РФ.

В тех месяцах, когда организация получит от покупателей оплату за товары, которые она отгрузила им в период применения «упрощенки», повторно отражать выручку от реализации не нужно. Если же деньги от покупателей так и не поступят, компания вправе списать дебиторскую задолженность по истечении трех лет с момента ее возникновения (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Большинство опрошенных нами экспертов (44% + 8% = 52%) считают, что при расчете налога на прибыль сумму просроченной дебиторской задолженности организация вправе включить во внереализационные расходы (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Однако Минфин России утверждает, что безнадежные долги, возникшие во время применения «упрощенки», в целях налогообложения прибыли не учитываются (письмо от 23.06.14 № 03-03-06/1/29799).

2. Проанализировать расчеты с поставщиками и признать расходы, осуществленные на «упрощенке», но не оплаченные на момент перехода

Диаграмма 2

Организациям, перешедшим с «упрощенки» на общий режим налогообложения и выбравшим метод начисления, нужно выявить расходы, которые возникли у них еще при применении УСН, но не были оплачены и поэтому не учитывались ими при расчете «упрощенного» налога (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Для этого необходимо проанализировать кредиторскую задолженность перед поставщиками, подрядчиками, исполнителями и другими контрагентами.

Такие расходы бывшие «упрощенцы» вправе единовременно признать при исчислении налога на прибыль за январь 2015 года, то есть в I квартале текущего года (подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ). В частности, организация может единовременно включить в расходы:

— стоимость неоплаченных работ и услуг, которые она приняла к учету во время применения «упрощенки»;
— стоимость товаров, реализованных на УСН, за которые организация до ухода с этого режима не успела рассчитаться с поставщиками;
— стоимость неоплаченных сырья и материалов, которые были списаны в производство до перехода на общую систему;
— стоимость неоплаченных инвентаря и иного оборудования (в пределах 40 000 руб. за единицу), которые были введены в эксплуатацию в период применения «упрощенки».

Аркадий Капкаев, руководитель отдела налоговых споров и налогового планирования ООО «Правовой сервис», отметил, что Налоговый кодекс не уточняет, можно ли признавать перечисленные расходы бывшим «упрощенцам», для которых объектом налогообложения на УСН являлись доходы. Ведь при расчете «упрощенного» налога они в принципе не учитывали осуществленные ими расходы (п. 1 ст. 346.14 и п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

По мнению Минфина России, «упрощенцы» с объектом налогообложения доходы, перешедшие на общую систему, не вправе учитывать расходы, которые возникли у них до перехода, но фактически были оплачены уже в период применения общего режима налогообложения (письма от 19.01.12 № 03-03-06/1/20, от 29.01.09 № 03-11-06/2/12 и от 20.08.07 № 03-11-04/2/208). То есть признать переходные расходы могут лишь те компании, которые определяли налоговую базу на «упрощенке» как разницу между доходами и расходами (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Аналогичной точки зрения по данному вопросу придерживаются и налоговые органы (письмо УФНС России по г. Москве от 17.04.09 № 16-15/037651@.1). Так же считают и большинство экспертов, принявших участие в нашем опросе (67%).

Впрочем, контролирующие ведомства разрешают организациям, перешедшим с «упрощенки» на общую систему налогообложения с использованием метода начисления, учитывать при расчете налога на прибыль расходы, которые они осуществили уже после перехода, но предварительно оплатили еще во время применения УСН (письма Минфина России от 28.01.09 № 03-11-06/2/8 и УФНС России по г. Москве от 17.04.09 № 16-15/037651@.1).

Однако судебная практика исходит из того, что Налоговый кодекс не ставит возможность использования переходных положений в зависимость от объекта налогообложения, который организация применяла на «упрощенке». Например, ФАС Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что компания правомерно признала при расчете налога на прибыль расходы, которые возникли у нее в период применения «упрощенки» с объектом налогообложения доходы, но были оплачены уже после перехода на общий режим (постановление от 03.12.10 № А69-02/2010).

Подобные выводы и аргументы приводят и другие суды (постановления ФАС Дальневосточного от 06.12.10 № Ф03-8167/2010 и Уральского от 04.10.10 № Ф09-8094/10-С3 округов). Тем не менее полагаем, что бывшим «упрощенцам» с объектом налогообложения доходы рискованно признавать переходные расходы при расчете налога на прибыль. Если организация на это все-таки решится, она должна быть готова защищать свою позицию в суде. Впрочем, судя по имеющейся арбитражной практике, шансы выиграть такой спор довольно велики.

3. Включить в расходы зарплату, не выплаченную на дату перехода, и начисленные, но не уплаченные во внебюджетные фонды страховые взносы

Диаграмма 3

Еще одно мероприятие, так или иначе связанное с отражением переходных расходов, заключается в том, чтобы выявить задолженность организации перед работниками по зарплате и перед внебюджетными фондами по страховым взносам, сформировавшуюся на дату изменения режима налогообложения.

Сумму невыплаченной зарплаты и страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ, начисленных, но не уплаченных до перехода с «упрощенки» на общий режим налогообложения, компания может единовременно включить в расходы за январь 2015 года (подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ).

Ася Далакова, бухгалтер, старший преподаватель кафедры менеджмента МГТУ МИРЭА, подчеркнула, что для учета указанных переходных расходов не имеет значения тот факт, когда именно организация погасит задолженность перед сотрудниками и внебюджетными фондами и погасит ли ее вообще. Ведь при использовании метода начисления дата оплаты расходов никак не влияет на дату их признания в налоговом учете. По общему правилу расходы можно учесть в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Минфин России подтверждает, что суммы зарплаты и взносов в фонды, начисленные в период применения «упрощенки», но уплаченные после перехода на общий режим, организация вправе включить в расходы на дату такого перехода без каких-либо ограничений (письма от 01.06.07 № 03-11-04/2/154 и от 06.10.06 № 03-11-02/711).

Ася Далакова также отметила, что в случае признания «упрощенцем» с объектом налогообложения доходы переходных расходов в виде невыплаченной зарплаты и начисленных страховых взносов есть риск претензий со стороны налоговиков. Ведь, по мнению чиновников, признавать переходные расходы вправе лишь те организации, которые до перехода на общую систему определяли налоговую базу по «упрощенке» как разницу между полученными доходами и осуществленными расходами (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Впрочем, суды считают, что объект налогообложения, который компания применяла на «упрощенке», не влияет на порядок учета расходов в виде зарплаты и страховых взносов в фонды, начисленных в период применения УСН, но не выплаченных до момента перехода. Следовательно, даже если организация уплачивала «упрощенный» налог с доходов, она вправе при изменении режима налогообложения единовременно признать указанные расходы (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.12.10 № А69-02/2010).

Аналогичной точки зрения придерживаются суды и в отношении иных переходных расходов (постановления ФАС Дальневосточного от 06.12.10 № Ф03-8167/2010 и Уральского от 04.10.10 № Ф09-8094/10-С3 округов).

4. Рассчитать остаточную стоимость ОС, приобретенных до начала применения «упрощенки» (для компаний, которые до перехода на УСН были на общем режиме)

Диаграмма 4

Если до применения «упрощенки» организация находилась на общем режиме налогообложения, то после возврата на этот режим она вправе продолжать начислять амортизацию по тем основным средствам, которые приобрела еще до перехода на УСН. При этом остаточную стоимость указанных основных средств она определяет по особой формуле (п. 3 ст. 346.25 НК РФ):

Остаточная стоимость ОС на дату возврата на общий режим = Остаточная стоимость ОС на дату перехода на «упрощенку» – Стоимость ОС, включенная в расходы при применении «упрощенки».

Отметим, что после возврата на общую систему организация вправе продолжать амортизировать старые основные средства независимо от того, какой объект налогообложения она использовала на «упрощенке» (п. 3 ст. 346.25 НК РФ). Иными словами, у бывших «упрощенцев» с объектом налогообложения доходы не должно возникнуть проблем с признанием в налоговом учете расходов в виде амортизации указанных ОС.

Впрочем, такие налогоплательщики во время применения «упрощенки» не учитывали расходы на приобретение или изготовление амортизируемого имущества. Несмотря на это, для расчета остаточной стоимости старых основных средств им необходимо определить сумму расходов на их приобретение, которую они могли бы списать за весь период нахождения на «упрощенке» (п. 3 ст. 346.25 НК РФ).

Если же организация приобрела или построила основное средство во время применения «упрощенки», его остаточную стоимость рассчитывать не нужно. Ведь все расходы, связанные с его приобретением или изготовлением, она уже полностью признала при расчете «упрощенного» налога (подп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Естественно, что это касается только тех «упрощенцев», которые определяли налоговую базу как разницу между доходами и расходами.

Компаниям с объектом налогообложения доходы, перешедшим на общую систему налогообложения, также не нужно рассчитывать остаточную стоимость основных средств, приобретенных во время применения «упрощенки». Ведь на этом спецрежиме они не учитывали никаких расходов. Аналогичные разъяснения приводят и контролирующие ведомства (письма Минфина России от 19.01.12 № 03-03-06/1/20 и от 17.03.10 № 03-11-06/2/36, ФНС России от 02.10.12 № ЕД-4-3/16539@).

5. Принять к вычету НДС по приобретенным на УСН товарам, работам, услугам, стоимость которых не учитывали при применении «упрощенки»

Диаграмма 5

Особое внимание при переходе с «упрощенки» на общую систему необходимо уделить вопросам, связанным с отражением «входного» НДС, предъявленного организации во время применения этого спецрежима. По общему правилу суммы этого налога «упрощенцы» не могут принять к вычету, так как не являются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Соответственно если на спецрежиме организация определяла налоговую базу как доходы минус расходы, сумму «входного» НДС по некоторым оплаченным товарам, работам и услугам она включала в расходы (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Ирина Боровская, главный бухгалтер ООО «Котани», пояснила, что при переходе с «упрощенки» на общий режим налогообложения организация принимает к вычету НДС, предъявленный ей во время применения спецрежима при приобретении товаров, работ, услуг или имущественных прав, стоимость которых она не включила в расходы (п. 6 ст. 346.25 НК РФ). Правда, вычет возможен только при наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры поставщика с выделенной в нем суммой НДС (ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Кроме того, Минфин России отмечает, что вычет указанного НДС предоставляется в отношении лишь тех товаров, работ, услуг и имущественных прав, которые при применении общего режима налогообложения компания использует в операциях, облагаемых НДС (письма от 29.12.12 № 03-07-11/563, от 21.12.12 № 03-07-14/116 и от 15.03.11 № 03-07-11/53).

Сумму «входного» НДС организация вправе принять к вычету в первом налоговом периоде, в котором она перешла на общий режим налогообложения (письма Минфина России от 20.03.14 № 03-11-11/12249, от 15.03.11 № 03-07-11/53 и от 13.03.09 № 03-11-09/103). Значит, при отказе от использования спецрежима с 1 января 2015 года компания принимает к вычету переходный НДС в I квартале 2015 года (ст. 163 НК РФ).

К сожалению, Налоговый кодекс не уточняет, распространяется ли правило по вычету НДС, предъявленного во время применения «упрощенки», на те организации, которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы.

Налоговики, скорее всего, откажут им в вычете «входного» НДС. Многие суды также считают, что у «упрощенцев» с объектом налогообложения доходы отсутствовали расходы, вычитаемые из налоговой базы. Поэтому и заявлять вычет НДС они не вправе (определение ВАС РФ от 08.04.10 № ВАС-3698/10, постановления ФАС Дальневосточного от 20.06.13 № Ф03-2191/2013 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 16.10.13 № ВАС-13988/13), Северо-Западного от 16.08.12 № А13-17735/2011 и от 15.12.11 № А05-3687/2011 округов):

«…При переходе с упрощенного на общий режим налогообложения налогоплательщик имеет право на вычеты по НДС в размере расходов, которые не только не были использованы лицом для уменьшения налоговой базы, но еще должны быть вычитаемыми из налоговой базы».

Ирина Боровская добавила также, что рискованно принимать к вычету НДС по основным средствам, которые организация ввела в эксплуатацию в период применения «упрощенки» (подробнее см. ниже). По мнению Минфина России, «входной» НДС в подобной ситуации не подлежит вычету. Ведь главой 21 НК РФ не предусмотрена возможность вычета НДС по имуществу, стоимость которого уже включили в расходы при применении «упрощенки» (письмо от 05.03.13 № 03-07-11/6648).

Читайте на e.rnk.ru

Еще больше полезных материалов

Организация, применяющая «упрощенку», может утратить право на использование этого спецрежима. Например, из-за превышения установленных ограничений по объему полученных доходов, значительного увеличения численности работников или остаточной стоимости основных средств, изменения состава учредителей общества (подп. 14, 15 и 16 п. 3 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

В такой ситуации компания обязана отказаться от применения «упрощенки» и перейти на общий режим налогообложения. Чтобы не допустить такого неблагоприятного развития событий, «упрощенцам» необходимо постоянно контролировать принципиальные показатели, а при приближении их к пороговым значениям прибегать к определенным ухищрениям.

Если все дело в размере выручки, чаще всего налогоплательщики пытаются раздробить бизнес, то есть распределить обороты между несколькими компаниями или предпринимателями, каждый из которых продолжает применять «упрощенку». Но эта схема давно известна налоговикам и может повлечь нежелательные налоговые последствия. Подробнее о том, как их избежать и какие еще методы используют на практике, чтобы удержаться в пределах установленных лимитов, читайте в статье «Что делать, если компания рискует “слететь” с “упрощенки”» // РНК, 2014, № 21

Если же основное средство, приобретенное или построенное на «упрощенке», передали в эксплуатацию лишь во время применения общего режима налогообложения и стали использовать в облагаемой НДС деятельности, налог можно принять к вычету. С этим согласен и Минфин России (письма от 01.10.13 № 03-07-15/40631, от 16.05.13 № 03-07-11/17002 и от 17.03.10 № 03-11-06/2/36).

6. Выявить договоры и авансы, заключенные или полученные на «упрощенке», чтобы при отгрузке товаров, работ, услуг по ним начислить НДС

Диаграмма 6

Организация, перешедшая с «упрощенки» на общую систему налогообложения, становится плательщиком НДС с момента такого перехода. Это означает, что впредь со стоимости всех реализуемых ею товаров, работ и услуг она должна будет платить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В том числе со стоимости тех товаров, работ или услуг, договоры на поставку или выполнение которых компания заключила еще во время применения «упрощенки».

Кроме того, НДС необходимо будет начислить и по тем товарам, работам или услугам, за которые еще при применении спецрежима организация получила от покупателей предоплату.

Раиса Рябова, методолог-консультант по налогообложению ИПБ России, рекомендует бывшим «упрощенцам» проанализировать все действующие договоры и выявить те из них, которые были заключены во время применения УСН, но будут исполняться уже после перехода на общую систему налогообложения.

Удобнее составить общий перечень таких договоров, который можно оформить как справку, акт или иной внутренний документ. В этом перечне целесообразно отдельно выделить договоры, по которым имеется незакрытая предоплата, полученная организацией в период применения «упрощенки».

Затем следует провести переговоры с каждым покупателем или заказчиком на предмет увеличения предусмотренной в договоре цены товаров на сумму НДС. Хорошо, если контрагенты согласятся на такое изменение договора.

Как вариант, можно по согласованию с покупателем уменьшить количество поставляемых ему товаров пропорционально увеличению цены товара на сумму НДС (без изменения общей договорной стоимости). Если покупатель или заказчик согласен на один из указанных вариантов, необходимо оформить дополнительное соглашение к договору.

Далее при отгрузке товаров покупателю или оказании ему услуг организация-продавец начислит НДС по соответствующей ставке 10 или 18% (п. 2 и 3 ст. 164 и подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Отметим, что НДС нужно начислить именно сверх цены, предусмотренной договором до его изменения. То есть сверх той цены, которая была оговорена при применении «упрощенки» без учета НДС (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 № 33).

Не исключено, что покупатель не согласится ни на один из приведенных вариантов. Тогда продавец вынужден будет заплатить НДС в бюджет с такой поставки за счет собственных средств. В этом случае возникает вопрос: может ли организация при расчете налога на прибыль учесть сумму НДС, уплаченную в бюджет из своего кармана (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)?

Раиса Рябова считает, что налоговики, скорее всего, не примут такие расходы при проверке. По мнению проверяющих, НДС по переходящим договорам уплачивается либо за счет средств покупателя, либо за счет собственных средств продавца (письма МНС России от 22.07.03 № ВГ-6-03/807@ и УМНС России по г. Москве от 16.01.04 № 21-08/02825). К сожалению, нам не удалось найти более свежих разъяснений контролеров по данному вопросу.

Немногочисленная арбитражная практика свидетельствует, что налоговики трактуют фразу «за счет собственных средств» в расширительном понимании. Они полагают, что она означает не только обязанность продавца перечислить в бюджет не полученную от покупателя сумму НДС, но еще и то, что израсходованные на это средства не могут уменьшать налоговую базу продавца по налогу на прибыль. Ведь суммы налогов, предъявленных организацией покупателю, в целях налогообложения прибыли не учитываются (п. 19 ст. 270 НК РФ).

Однако суды такой подход не поддерживают (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.01.10 № А25-673/2009 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 15.04.10 № ВАС-4125/10)). Тем не менее полагаем, что включение в расходы НДС, уплаченного из собственных средств бывшим «упрощенцем», является рискованным.

7. Составить и сдать декларацию по УСН за 2014 год и заплатить в бюджет «упрощенный» налог

Диаграмма 7

Наконец, когда все переходные мероприятия проделаны, важно не забыть представить в инспекцию декларацию по УСН за истекший год и уплатить «упрощенный» налог в бюджет.

Мария Лисицына, эксперт по налогообложению ООО «Консультант: ИС», отметила, что при добровольном отказе от применения «упрощенки» с 2015 года и переходе на общий режим налогообложения организация может подать декларацию по УСН за прошлый год в любой момент не позднее 31 марта 2015 года (подп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Годовая «упрощенная» декларация заполняется в общем порядке, никаких особенностей по ее оформлению в случае перехода на общую систему налоговым законодательством не предусмотрено. Напомним, что начиная с представления отчетности за 2014 год следует использовать новую форму декларации по УСН, утвержденную приказом ФНС России от 04.07.14 № ММВ-7-3/352@.

«Упрощенный» налог за последний год применения спецрежима необходимо перечислить в бюджет не позднее сроков, установленных для представления декларации, то есть также не позднее 31 марта 2015 года (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Отметим, что уплаченный налог нельзя включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (п. 4 ст. 270 НК РФ). Аналогичного мнения придерживаются большинство опрошенных нами экспертов (83%).

Мария Лисицына добавила, что за непредставление «упрощенной» декларации в установленный срок предусмотрена налоговая ответственность. Штраф за это нарушение составляет 5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. При этом сумма штрафа не может быть меньше 1000 руб. и не должна превышать 30% от указанной суммы (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Более того, налоговики вправе взыскать минимальный штраф в размере 1000 руб. даже в том случае, если организация опоздала со сдачей декларации, однако своевременно и полностью уплатила в бюджет налог, заявленный в ней (письмо Минфина России от 21.10.10 № 03-02-07/1479 и п. 18 письма ФНС России от 22.08.14 № СА-4-7/16692).

В случае нарушения организацией срока уплаты «упрощенного» налога инспекторы начислят ей пени (ст. 75 НК РФ). Пени рассчитывают за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Их начисляют начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты налога, и рассчитывают до дня полного погашения задолженности (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Подпись главбуха исключат из бухгалтерского баланса
№ 3, 2015
ФНС России публично отчиталась в декларации по итогам 2014 года и осветила свои планы на будущее