Все статьи номера
7
Март 2016года
Документ

Как объяснить налоговикам высокий удельный вес вычетов в декларации по НДС

Елена Вайтман, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Если в декларации по НДС доля вычетов составила 89% или больше, это привлечет внимание инспекторов (п. 3 Общедоступных критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@). Они потребуют пояснения.

Просьбу налоговиков безопаснее не игнорировать. Ведь высокий удельный вес вычетов свидетельствует о низкой налоговой нагрузке организации (подробнее читайте во врезке ниже). А это может стать поводом для вызова генерального директора компании в инспекцию на заседание комиссии по легализации налоговой базы (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ и письмо ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722). Либо повлечь выездную проверку.

Обратите внимание

ФНС России требует считать среднюю долю вычетов за 12 месяцев

Расчет удельного веса вычетов НДС прост. Нужно общую сумму вычетов (строка 190 раздела 3 декларации по НДС, утв. приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@) поделить на сумму начисленного налога (строка 110 раздела 3 декларации). Безопасный размер этого показателя — менее 89%.

Но есть одна тонкость. ФНС России рекомендует инспекторам анализировать долю вычетов организации за несколько кварталов. Ведомство предлагает брать данные за 12 месяцев (письмо от 17.07.13 № АС-4-2/12722 и п. 3 Общедоступных критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок). И требует вызывать на комиссию или включать в план выездных проверок, только если средняя доля вычетов за четыре предыдущих квартала составила 89% или больше.

Однако налоговики на местах зачастую ограничиваются анализом одного квартала. Если в нем доля вычетов приблизилась к 89%, они сразу требуют пояснения. Это идет вразрез с рекомендациями ФНС России. Но безопаснее объяснить причину высокой доли вычетов даже в этом случае

Чтобы снять подозрения налоговиков, нужно отправить им письменные пояснения к декларации по НДС. Их составляют в произвольной форме (образец приведен ниже). Посмотрим, какие аргументы подойдут в разных ситуациях.

1. Пояснения безопаснее отправить в инспекцию в течение пяти рабочих дней со дня получения требования

В рамках камеральной проверки декларации по НДС налоговики вправе запрашивать пояснения, если выявили в ней ошибки или противоречия. Их нужно представить в инспекцию в течение пяти рабочих дней со дня получения требования. Либо в этот же срок подать уточненную декларацию по НДС (п. 6 ст. 6.1 и п. 3 ст. 88 НК РФ).

Высокая доля вычетов не является основанием для запроса у организации пояснений. Это подтверждают суды (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.14 № А78-9467/2013 и Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.10 № А56-63837/2009). Но если налоговики их все-таки затребовали, пояснения безопаснее передать в инспекцию в этот же пятидневный срок. В запросе может быть установлен другой срок. Тогда нужно ориентироваться на него.

Если организация сдает отчетность в электронной форме через интернет, требование о даче пояснений она получит тоже в электронном виде. Сначала компания должна отправить в инспекцию квитанцию о приеме этого требования. На это отводится шесть рабочих дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Затем у организации есть еще пять рабочих дней, чтобы подготовить и выслать пояснения к декларации.

Таким образом, компания, получившая запрос в электронном виде, может продлить срок для подготовки пояснений. Нужно лишь не торопиться с отправкой квитанции о приеме требования. Если ее отослать в инспекцию на шестой день со дня получения требования, у организации будет 11 рабочих дней, чтобы подготовить пояснения.

Безопасную долю вычетов в своем регионе можно рассчитать по данным с сайта ФНС России

2. Чем больше конкретики в пояснениях, тем выше шансы убедить налоговиков, что организация ничего не нарушила

В пояснительной записке к декларации нужно проводить конкретные причины, из-за которых доля вычетов увеличилась в этом квартале. Например, организация закупила крупную партию товаров, но продать не успела. Либо приобрела дорогостоящее оборудование или недвижимость.

Очевидно, что такие покупки влекут временный перекос между начислением НДС и вычетами. Это приводит к возмещению налога из бюджета. Если доля вычетов превышает 100%, то в пояснениях нужно подчеркнуть, что в следующих кварталах ситуация изменится и удельный вес вычетов уменьшится.

Общих фраз лучше избегать. Бесполезно включать в пояснительную записку фразу о том, что вычет «входного» НДС — это законное право налогоплательщика. Или что глава 21 НК РФ не ограничивает долю вычетов по НДС, которую организация вправе заявить в декларации. Инспекторы это и так знают.

Налоговиков интересуют факты, из-за которых увеличился удельный вес вычетов именно в этой организации и в этих кварталах. Если компания укажет убедительные причины и подтвердит их документами, налоговики, скорее всего, оставят ее в покое.

3. Если доля вычетов превысила 89%, может выручить ссылка на среднюю долю вычетов по региону

В некоторых субъектах РФ безопасная доля вычетов отличается от 89%. Причем где-то — в меньшую сторону, а где-то — в большую. В г. Москве по состоянию на 1 ноября 2015 года она составила 90,4%, а в Калининградской области — 70,09%.

Рассчитать безопасную долю вычетов по региону можно с помощью внутренней отчетности ФНС России. На сайте ведомства нужно открыть отчет по форме № 1-НДС на интересующую дату. Эти отчеты доступны по ссылке https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/5372245/.

В отчетах есть данные о начисленном в регионе НДС и заявленных вычетах. Частное от деления суммы вычетов на сумму начисленного налога — это и есть безопасная доля вычетов по субъекту РФ.

Допустим, безопасный уровень вычетов в регионе больше 89%. У организации доля вычетов меньше регионального показателя, но налоговики все равно потребовали пояснения. В них нужно указать, что вычеты компании превысили 89%, но все равно находятся в допустимом диапазоне.

4. Копию книги покупок или книги продаж теперь не нужно прикладывать к пояснениям

Пояснительная записка выглядит убедительнее, если к ней приложены документы, которые подтверждают приведенные доводы. Например, если организация объясняет рост вычетов покупкой недвижимости, приложите договор о его приобретении и акт приемки-передачи.

Если доля вычетов увеличилась из-за повышения поставщиками цен, понадобятся копии дополнительных соглашений к договорам поставки или новых прайс-листов. Если причина в снижении цен на реализацию произведенной продукции, необходимы копии приказов об изменении цен, прайс-листов, маркетинговой политики. И так далее.

Раньше к пояснениям также прикладывали копии книги покупок и книги продаж. Но с I квартала 2015 года данные из этих книг есть в декларации по НДС. Они отражаются в разделах 8 и 9. Поэтому прикладывать к пояснениям копии книги покупок и книги продаж теперь не нужно. Подробнее о том, как их заполнить, читайте в статье «Пять ситуаций, как заполнить книгу покупок, чтобы не потерять вычет НДС» этого номера.

5. За отсутствие в пояснительной записке внятных объяснений оштрафовать нельзя

Ответственность за непредставление пояснений не установлена. Так как организация не обязана представлять их в инспекцию. Тем более нельзя оштрафовать компанию или ее должностных лиц, если пояснительная записка представлена, но в ней есть лишь общие фразы и не объяснено, из-за чего превышен предельный размер вычетов по НДС в квартале.

Но налоговики все равно грозят штрафом. Они утверждают, что отказ от дачи пояснений — это неповиновение законному требованию инспекторов (письмо Минфина России от 09.04.10 № 03-02-08/21). За это нарушение установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ). К ней могут привлечь генерального директора или другое должностное лицо компании. Некоторые суды с этим согласны (постановление Алтайского краевого суда от 16.01.13 № 4а-8/2013).

Однако большинство судов считают, что штраф в этом случае неправомерен (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.09.14 № А03-18421/2013, ФАС Центрального округа от 05.09.12 № А35-14248/2011 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.10 № А70-8103/2010).

Тем не менее нужно учитывать, что неубедительные пояснения или отказ от их представления повышают риск вызова генерального директора на комиссию по легализации налоговой базы или включения организации в план выездных проверок (письмо ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722).