ещё
свернуть
Все статьи номера
24
Декабрь 2015года
Документ

Как составить возражения на акт проверки ПФР, чтобы решение отменили

Розалина Лахман, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
Оксана Петрова, налоговый консультант, экономист по финансовой работе ООО «Фабрика Арк-Стиль»

Если компания не согласна с решением ПФР по результатам камеральной или выездной проверки, она вправе обжаловать его в вышестоящем органе (ст. 53 Федерального закона от 24.07.09 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон № 212‑ФЗ)1. Если неправильно составить документ, то не удастся отменить доначисления. Даже если в сути спора компания будет права. Тогда придется обращаться в суд, что затянет время и увеличит затраты.

Жалобу на акт ПФР можно подать в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав (п. 2 ст. 55 Закона № 212‑ФЗ). Ее можно передать лично, направить по почте заказным письмом либо в электронном виде через интернет. Если документ подается лично, то на втором экземпляре сотрудник фонда проставляет отметку о принятии жалобы и прилагаемых к ней документов. Также он указывает дату приема, свою фамилию, инициалы, должность и ставит подпись (п. 45 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 27.10.14 № 801н).

Если документ отправлять по почте, нужно использовать письмо с объявленной ценностью, описью вложения и обратным уведомлением.

1. Укажите ФИО специалистов ПФР, проводивших проверку

Камеральную проверку вправе проводить только уполномоченное на то лицо в соответствии с его служебными обязанностями (п. 34 Закона № 212‑ФЗ). В решении по выездной проверке обязательно указываются должности, фамилии и инициалы контролеров (подп. 4 п. 4 ст. 35 Закона № 212‑ФЗ). Поэтому и в жалобе их лучше назвать.

Вышестоящий орган должен знать, какой специалист сделал выводы, указанные в решении. Это позволит оперативно решить вопросы и быстрее принять решение по жалобе.

2. Отметьте период, за который проводилась проверка

При камеральной проверке ПФР контролирует период, за который организация отчиталась (п. 1 ст. 34 Закона № 212‑ФЗ). Например, если она сдала расчет РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2015 года, то проверить могут только за эти 9 месяцев.

В рамках выездной проверки специалисты ПФР исследуют период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 9 ст. 35 Закона № 212‑ФЗ).

3. Опишите причину, по которой компанию привлекли к ответственности

В зависимости от оснований доначислений компания приводит контраргументы. Для этого в жалобе нужно указать нормы Закона № 212‑ФЗ, которые, по мнению контролеров, нарушила организация. Отразите факты, которые якобы это подтверждают.

Если проверяющие не укажут в решении обстоятельства совершения правонарушения, то напишите об этом в возражениях. Такое решение Пенсионного фонда вышестоящий орган или суд отменит (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.02.13 № А70-5653/2012).

4. Изложите доводы, опровергающие выводы проверяющих

Доводы организации условно делятся на процедурные и по существу. Если контролеры из фондов нарушили порядок проведения проверки (неверно оформили акт или решение, не ознакомили с материалами проверки), то нужно назвать нормы Закона № 212‑ФЗ, которые они преступили.

Ошибки при составлении бумаг по результатам проверки позволяют отменить итоговое решение. Требования к составлению актов камеральной и выездной проверок утверждены приказом Минтруда России от 27.11.13 № 698н. Например, в описательной части камеральной проверки обязательно указываются сведения о выявленной недоимке, а также о документально подтвержденных фактах нарушений Закона № 212‑ФЗ.

К возражениям приложите «первичку», внутренние документы компании, бухгалтерские справки-расчеты

В решении по результатам проверки излагаются (п. 9 ст. 39 Закона № 212‑ФЗ):

— обстоятельства правонарушения со ссылкой на документы;
— сведения, подтверждающие такие обстоятельства; — доводы компании в свою защиту и результаты проверки этих доводов;— само решение ПФР с указанием статей Закона № 212‑ФЗ и меры ответственности.

Если с проверяющими спорят по существу (начислять страховые взносы или нет), то делать упор нужно на официальные разъяснения и судебные решения в пользу компании.

5. Приведите судебную практику не старше трех лет

Также учтите, что по некоторым спорным вопросам суды меняют свое мнение. Кроме того, некоторые выводы судов идут вразрез с мнением чиновников. Например, Арбитражный суд Уральского округа считает, что оплата услуг VIP-залов для командированных сотрудников не облагается страховыми взносами (постановление от 28.08.14 № Ф09-4570/14). Но фонды разрешают не начислять взносы, только если использование залов официальных делегаций для определенных категорий лиц предусмотрено законодательством (письмо ПФР № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29.07.14).

6. Приложите подтверждающие документы

Это право прямо прописано в статье 2 статьи 55 Закона № 212‑ФЗ. Такими бумагами могут быть «первичка», любые внутренние документы организации, бухгалтерские справки-расчеты и т. п. На основании подтверждающих документов отстоять свою правоту компании будет проще.

1 Подача жалобы в Управление ПФР не лишает компанию права одновременно обратиться с заявлением в суд. >>> вернуться в текст