Как составить возражения на акт проверки ПФР, чтобы решение отменили
Если компания не согласна с решением ПФР по результатам камеральной или выездной проверки, она вправе обжаловать его в вышестоящем органе (ст. 53 Федерального закона от 24.07.09 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон № 212‑ФЗ)1. Если неправильно составить документ, то не удастся отменить доначисления. Даже если в сути спора компания будет права. Тогда придется обращаться в суд, что затянет время и увеличит затраты.
Жалобу на акт ПФР можно подать в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав (п. 2 ст. 55 Закона № 212‑ФЗ). Ее можно передать лично, направить по почте заказным письмом либо в электронном виде через интернет. Если документ подается лично, то на втором экземпляре сотрудник фонда проставляет отметку о принятии жалобы и прилагаемых к ней документов. Также он указывает дату приема, свою фамилию, инициалы, должность и ставит подпись (п. 45 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 27.10.14 № 801н).
Если документ отправлять по почте, нужно использовать письмо с объявленной ценностью, описью вложения и обратным уведомлением.
1. Укажите ФИО специалистов ПФР, проводивших проверку
Камеральную проверку вправе проводить только уполномоченное на то лицо в соответствии с его служебными обязанностями (п. 34 Закона № 212‑ФЗ). В решении по выездной проверке обязательно указываются должности, фамилии и инициалы контролеров (подп. 4 п. 4 ст. 35 Закона № 212‑ФЗ). Поэтому и в жалобе их лучше назвать.
Вышестоящий орган должен знать, какой специалист сделал выводы, указанные в решении. Это позволит оперативно решить вопросы и быстрее принять решение по жалобе.
2. Отметьте период, за который проводилась проверка
При камеральной проверке ПФР контролирует период, за который организация отчиталась (п. 1 ст. 34 Закона № 212‑ФЗ). Например, если она сдала расчет РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2015 года, то проверить могут только за эти 9 месяцев.
В рамках выездной проверки специалисты ПФР исследуют период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 9 ст. 35 Закона № 212‑ФЗ).
3. Опишите причину, по которой компанию привлекли к ответственности
В зависимости от оснований доначислений компания приводит контраргументы. Для этого в жалобе нужно указать нормы Закона № 212‑ФЗ, которые, по мнению контролеров, нарушила организация. Отразите факты, которые якобы это подтверждают.
Если проверяющие не укажут в решении обстоятельства совершения правонарушения, то напишите об этом в возражениях. Такое решение Пенсионного фонда вышестоящий орган или суд отменит (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.02.13 № А70-5653/2012).
4. Изложите доводы, опровергающие выводы проверяющих
Доводы организации условно делятся на процедурные и по существу. Если контролеры из фондов нарушили порядок проведения проверки (неверно оформили акт или решение, не ознакомили с материалами проверки), то нужно назвать нормы Закона № 212‑ФЗ, которые они преступили.
Ошибки при составлении бумаг по результатам проверки позволяют отменить итоговое решение. Требования к составлению актов камеральной и выездной проверок утверждены приказом Минтруда России от 27.11.13 № 698н. Например, в описательной части камеральной проверки обязательно указываются сведения о выявленной недоимке, а также о документально подтвержденных фактах нарушений Закона № 212‑ФЗ.
К возражениям приложите «первичку», внутренние документы компании, бухгалтерские справки-расчеты
В решении по результатам проверки излагаются (п. 9 ст. 39 Закона № 212‑ФЗ):
— обстоятельства правонарушения со ссылкой на документы;
— сведения, подтверждающие такие обстоятельства; — доводы компании в свою защиту и результаты проверки этих доводов;— само решение ПФР с указанием статей Закона № 212‑ФЗ и меры ответственности.
Если с проверяющими спорят по существу (начислять страховые взносы или нет), то делать упор нужно на официальные разъяснения и судебные решения в пользу компании.
5. Приведите судебную практику не старше трех лет
Также учтите, что по некоторым спорным вопросам суды меняют свое мнение. Кроме того, некоторые выводы судов идут вразрез с мнением чиновников. Например, Арбитражный суд Уральского округа считает, что оплата услуг VIP-залов для командированных сотрудников не облагается страховыми взносами (постановление от 28.08.14 № Ф09-4570/14). Но фонды разрешают не начислять взносы, только если использование залов официальных делегаций для определенных категорий лиц предусмотрено законодательством (письмо ПФР № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29.07.14).
6. Приложите подтверждающие документы
Это право прямо прописано в статье 2 статьи 55 Закона № 212‑ФЗ. Такими бумагами могут быть «первичка», любые внутренние документы организации, бухгалтерские справки-расчеты и т. п. На основании подтверждающих документов отстоять свою правоту компании будет проще.