Все статьи номера
20
Октябрь 2015года
Официальное мнение

Минфин дал советы, как без ошибок сдать в инспекцию уточненную декларацию

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
Розалина Лахман, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Подавая уточненную декларацию во время выездной проверки, организация должна быть готова к тому, что инспекторы будут проверять период, за который представлена эта «уточненка». Причем даже в том случае, если этот период выходит за пределы трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке уточненной декларации (п. 4 ст. 89 НК РФ и письмо Минфина России от 18.07.14 № 03-03-06/1/35353).

Рассмотрим, как финансовое ведомство рекомендует действовать в случае подачи уточненных деклараций.

Налоговики проверят «уточненку», даже если при проверке первоначальной декларации нарушений не выявлено

Если организация выявила в отчетности недостоверные сведения или ошибки, которые не приводят к занижению суммы налога, она вносит изменения в соответствующую декларацию и представляет ее в инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ). При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока для сдачи отчетности, не считается представленной с опозданием.

Право налоговиков проверить декларацию (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ) не зависит от того, является ли эта декларация первоначально представленной или уточненной. И был ли по результатам проверки изначально поданной отчетности установлен факт нарушения налогового законодательства (письмо Минфина России от 14.07.15 № 03-02-07/1/40441).

Получается, любую уточненную декларацию, которую компания представит в инспекцию, контролеры проверят.

Минфин не считает уточненную декларацию с налогом к доплате доказательством вины компании

Есть два случая, когда компании не грозит ответственность в случае подачи уточненной налоговой декларации, в которой заявлен налог к доплате (п. 4 ст. 81 НК РФ). Во-первых, если компания подала «уточненку» до того момента, как инспекторы обнаружили неотражение или неполноту отражения сведений в отчетности либо ошибки, которые привели к занижению суммы налога, и организация об этом узнала. Либо это произошло до назначения выездной проверки. Причем важно, что до представления уточненной отчетности налогоплательщик погасил недоимку и соответствующие пени.

Во-вторых, ответственности не будет, если по итогам выездной проверки контролеры не выявили ошибок. А «уточненку» компания подала уже после завершения такой проверки.

Поэтому Минфин России неоднократно приходил к выводу о том, что сам факт представления уточненной налоговой декларации с суммой налога к доплате не свидетельствует о занижении налоговой базы (письма от 12.08.13 № 03-02-07/1/32578 и от 04.02.13 № 03-02-07/1/2279).

Финансисты настаивают, что, если до представления уточненной декларации организация не уплатила недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, оснований для привлечения ее к ответственности за совершение налогового правонарушения нет. Контролерам нужно установить состав налогового правонарушения (подробнее читайте во врезке ниже).

Для справки

До подачи «уточненки» безопаснее погасить недоимку

Позицию Минфина России, изложенную в письме от 12.08.13 № 03-02-07/1/32578, поддерживают и большинство судей. По их мнению, один лишь только факт неперечисления в бюджет суммы налога до подачи уточненной отчетности не свидетельствует о занижении налоговой базы или иных неправомерных действиях налогоплательщика. И следовательно, не приводит к штрафу по статье 122 НК РФ. В рассматриваемой ситуации налоговики могут взыскать с компании только пени за несвоевременную уплату налога (постановления Арбитражного суда Северо-Западного от 19.12.14 № А56-67947/2013, Уральского от 12.11.13 № Ф09-11954/13 и Западно-Сибирского от 26.04.13 № А27-8594/2012 округов).

Но есть и противоположная точка зрения. Некоторые суды полагают, что неуплата налога до подачи «уточненки» грозит компании штрафом (постановления ФАС Северо-Западного от 29.09.11 № А56-63151/2010 и Восточно-Сибирского от 18.10.07 № А58-128/07-Ф02-7858/07 округов)

Повторная проверка «уточненки» правомерна, даже если декларация охватывает период за пределами трех лет

Предположим, компания при инвентаризации отчетности обнаружила ошибки, которые привели к налоговой переплате. В этом случае она подает уточненную налоговую декларацию. Если ранее в отношении компании проводилась выездная проверка, инспекторы вправе провести повторную проверку (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Причем Минфин России в письме от 19.04.13 № 03-02-07/1/13473 уточнил, что проверяемый в ходе такой повторной выездной проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей проверки. Вместе с тем чиновники напомнили, что в НК РФ нет предельного срока представления уточненной декларации.

Кроме того, в НК РФ прямо не установлен предельный срок для принятия решения о назначении выездной проверки в связи с представлением уточненной декларации (подробнее читайте во врезке ниже).

Читайте на e.rnk.ru

Еще больше полезных материалов

Суды не против того, чтобы налоговики проводили повторную выездную проверку в случае представления «уточненки» с налогом к уменьшению. В частности, такой вывод сделал Верховный суд РФ в определении от 05.03.15 № 305-КГ15-606.

С этой позицией судей согласилась и ФНС России. В письме от 17.07.15 № СА-4-7/12693@ налоговое ведомство привело обзор судебных актов, вынесенных Верховным судом РФ по вопросам налогообложения за период 2014 года и 1-го полугодия 2015 года, которые чиновники направили для использования в работе территориальным инспекторам.

Подробнее о том, какие выводы судов целесообразно учитывать при взаимоотношениях с налоговиками, читайте в статье «Инспекторы возьмут на вооружение решения Верховного суда за последние полтора года» // РНК, 2015, № 16

Компания имеет право на вычет НДС, если «уточненка» с налогом к возмещению представлена по истечении трехлетнего срока

Но только в том случае, если первоначальная декларация, в которой организация также заявляла вычеты НДС, подана в рамках трехлетнего периода. И в той же сумме, в которой налог был заявлен к возмещению изначально (письмо Минфина России от 26.03.13 № 03-07-11/9532).

Логика ведомства следующая. Если до окончания камеральной налоговой проверки организация представляет «уточненку» (ст. 81 НК РФ), то камеральная проверка первоначальной декларации прекращается и начинается камеральная проверка уточненной декларации.

Факт представления «уточненки» с налогом к доплате не свидетельствует о занижении налоговой базы

Возместить из бюджета компания может положительную разницу между суммой налоговых вычетов и налогом, исчисленным за налоговый период (п. 2 ст. 173 НК РФ). За исключением случаев, когда декларацию организация представила по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Получается, если спорная декларация подана в пределах указанного трехлетнего срока, компания имеет право на возмещение НДС. Это подтвердил Минфин России в письме от 15.01.13 № 03-07-14/02.

Возможна и другая ситуация. Компания заявила налог к возмещению в декларации, поданной в пределах трех лет с момента возникновения права на вычет. Минфин России считает, что если через три года она подаст «уточненку» по НДС, сумма налога к возмещению в которой не изменится, то правила для предоставления вычета выполнены.

Пример.

В декларации за II квартал 2012 года ООО «Компания» заявило НДС к уплате в размере 100 000 руб. и налог к вычету в размере 120 000 руб. Получается, по итогам этого периода ООО «Компания» может возместить из бюджета 20 000 руб.

В I квартале 2015 года ООО «Компания» провело инвентаризацию и выяснило, что в декларации за I квартал 2012 года оно не отразило вычет по сырью, приобретенному для производства продукции, в размере 30 000 руб. Этот вычет можно заявить, подав «уточненку» с налогом к возмещению в размере 50 000 руб. Если же ошибка будет выявлена в III квартале 2015 года, права на вычет не будет. Поскольку истекут три года.

Во II квартале 2015 года ООО «Компания» обнаружило, что ошибочно проведена в учете реализация продукции на сумму 50 000 руб. дважды. В этом случае получается, что организация завысила базу по НДС. А значит, в «уточненке» можно заявить к возмещению сумму в размере 100 000 руб.

Подача уточненной отчетности приостановит процесс возмещения НДС по заявлению

Суть упрощенного порядка возмещения НДС заключается в том, что компания возвращает НДС из бюджета, не дожидаясь окончания камеральной проверки декларации за соответствующий период (подробнее читайте в статье «С какими сложностями сталкиваются компании, которые пытаются ускоренно возместить НДС» // РНК, 2012, № 22).

Если после принятия решения о возмещении налога компания представляет в инспекцию уточненную декларацию за тот же период, налоговики отменяют решение по первоначальной декларации не позднее дня, следующего за днем подачи «уточненки».

И не позднее следующего дня уведомляют об этом организацию. Значит, суммы, полученные в заявительном порядке, компании придется вернуть в бюджет с учетом процентов (п. 17 ст. 176.1 НК РФ) независимо от размера НДС, заявленного к возмещению в уточненной декларации, по сравнению с суммой налога, заявленной к возмещению в ранее поданной декларации (п. 24 ст. 176.1 НК РФ, письма Минфина России от 17.08.12 № 03-07-08/249 и от 09.07.12 № 03-07-15/73).

Минфин разъяснил, когда необходимо представить уточненную декларацию

Стороны договорились об изменении стоимости отгруженных товаров

Увеличивая стоимость отгруженных товаров, продавец подает «уточненку»

Причем «уточненку» продавцу нужно подать только в том случае, если цена продукции увеличилась по сравнению с ранее оговоренной. В этом случае в изначально поданной декларации компания укажет заниженную стоимость товара. И неверно рассчитает НДС к уплате. Поэтому в уточненной отчетности нужно будет отразить действительную стоимость.

Также при увеличении стоимости уже отгруженных товаров продавцу придется уплатить пени за каждый день просрочки исполнения обязательства по уплате (письмо Минфина России от 14.05.13 № 03-07-11/16590).

Компания заявляет вычет в более позднем периоде, чем возникло соответствующее право

С 1 января 2015 года действует новая редакция статьи 172 НК РФ. Теперь компания может заявить вычет по НДС в течение трех лет после того момента, как у нее возникло право на такой вычет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Ранее существовала неопределенность с возможностью спорного вычета.

Минфин России указывал, что организация должна представить в инспекцию «уточненку» за налоговый период, в котором возникло право на применение вычета (письма от 12.03.13 № 03-07-10/7374, от 13.02.13 № 03-07-11/3784, от 15.01.13 № 03-07-14/02 и от 13.10.10 № 03-07-11/408). Причем такую декларацию нужно подать в течение трех лет после окончания периода, когда возникло право на вычет НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Организация выявила ошибки в единой (упрощенной) налоговой декларации

«Уточненки» по соответствующим налогам необходимы, если после подачи единой (упрощенной) декларации компания обнаружила факт неотражения сведений об объектах налогообложения по одному или нескольким налогам за период, за который была представлена такая единая (упрощенная) декларация. На это Минфин России обратил внимание в письмах от 12.11.12 № 03-02-07/2-154 и от 08.10.12 № 03-02-07/1-243, сославшись при этом на решение московских арбитров (постановление ФАС Московского округа от 29.07.11 № КА-А41/7687-11).

Компания продает незавершенные строительством жилые дома

Реализация жилых домов, жилых помещений и долей в них освобождена от НДС (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ). Поэтому налог, предъявленный при строительстве жилых домов, компания не вправе заявить к вычету.

К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната (ст. 16 Жилищного кодекса РФ). Поэтому если организация продает недостроенные жилые дома, право на льготу отсутствует. А следовательно, возникает право на вычет. Заявить его можно в уточненной декларации по НДС за соответствующий период (письмо Минфина России от 13.08.15 № 03-07-11/46755).