ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Апрель 2014года
Топ

ТОП-6 важных поправок в НК РФ, принятых в апреле 2014 года

Елена Вайтман, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Налоговый кодекс опять обновили, причем сразу обе его части. Очередной блок поправок был внесен Федеральным законом от 02.04.14 № 52-ФЗ (далее — Закон № 52-ФЗ). Большинство изменений вступило в силу со 2 мая 2014 года, часть начнет действовать с 1 июля 2014 года, некоторые — лишь с 2015 года или даже позднее.

Помимо несомненно позитивной поправки, избавившей налогоплательщиков от необходимости извещать налоговые органы об открытии или о закрытии банковских счетов, есть изменения, возлагающие на граждан и организации дополнительные обязанности.

Редакция журнала РНК выбрала поправки, затрагивающие большинство налогоплательщиков. Мы попросили аудиторов, юристов и других специалистов в сфере налогообложения прокомментировать эти изменения и дать рекомендации по их применению на практике (список экспертов приведен во врезке ниже).

Эксперты

Благодарим за содействие в подготовке материала

Анну Бортникову, первого аудитора ООО «Бетроен»

Андрея Герасимова, заместителя генерального директора по развитию ЗАО «Территория права», канд. экон. наук

Анну Глазкову, финансового директора холдинга ABAVA Group, канд. экон. наук, МВА, члена совета директоров IMA Moscow (Institute of Management Accountants)

Майю Крылову, главного бухгалтера строительной компании «Московская реконструкция»

Марию Лисицыну, специалиста по налогообложению ООО «Консультант: ИС»

Татьяну Матасову, главного бухгалтера ООО «Виктория и Ко», члена Палаты налоговых консультантов РФ

Любовь Мисникович, старшего юриста консалтинговой компании

Екатерину Соколову, руководителя юридического отдела группы компаний CUSTIS

1. Налогоплательщики больше не обязаны сообщать в инспекцию об открытии и о закрытии счетов в банках

Диаграмма 1

Начиная со 2 мая 2014 года организации и индивидуальные предприниматели не обязаны сообщать налоговым органам об открытии или о закрытии банковских счетов и корпоративных электронных средств платежа (электронных кошельков).

Аналогичные обязанности отменены также и для инвестиционных товариществ, нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатский кабинет (подп. «б» и «г» п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 1 Закона № 52-ФЗ).

Кроме того, с этой же даты утратила силу статья 118 НК РФ, предусматривавшая штраф за нарушение срока представления в инспекцию уведомления об открытии или о закрытии счета в банке (см. врезку ниже). Напомним, что штраф за это нарушение составлял 5000 руб. (п. 1 ст. 118 НК РФ).

Кстати

Об открытии или о закрытии счета в банке не нужно теперь сообщать и во внебюджетные фонды

Организации и предприниматели, являющиеся плательщиками страховых взносов во внебюджетные фонды, освобождены еще от одной обязанности. Они больше не обязаны уведомлять ПФР и ФСС РФ об открытии или о закрытии счета в банке (ст. 5 Федерального закона от 02.04.14 № 59-ФЗ).

Соответственно отменена норма, которая предусматривала ответственность за несвоевременную отправку в фонд такого сообщения. За это нарушение был установлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 46.1 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС»).

Обратите внимание, что указанные поправки, внесенные в законодательство о страховых взносах, вступили в силу с 1 мая 2014 года (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.04.14 № 59-ФЗ). В то же время поправка в НК РФ, отменившая обязанность налогоплательщика письменно уведомить инспекцию об открытии или о закрытии счета в банке, начала действовать на день позднее — со 2 мая 2014 года

Анна Бортникова, первый аудитор ООО «Бетроен», отметила, что фактически обязанность налогоплательщика по уведомлению налоговиков об открытии или о закрытии счета дублировала обязанность банка сообщить в инспекцию о том, что он открыл либо закрыл клиенту счет (абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ). Причем банкам на отправку такого уведомления отводится три рабочих дня с момента открытия или закрытия счета. В то же время организациям и предпринимателям был установлен более длительный срок для подготовки и отправки сообщения в инспекцию. Они могли сделать это в течение семи рабочих дней с момента открытия или закрытия счета (подп. 1 и 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Теперь сведения об открытии и о закрытии банковских счетов налоговые органы будут получать из одного источника — только от банков. Ведь для них соответствующая обязанность сохранена. По мнению Анны Бортниковой, это избавит и налоговиков от двойной работы по обработке данных об одних и тех же фактах.

Мария Лисицына, специалист по налогообложению ООО «Консультант: ИС», добавила, что налогоплательщики от указанных поправок в Налоговый кодекс только выиграют.

Дело в том, что раньше нередко возникали споры между организациями и налоговиками по поводу исчисления семидневного срока, в течение которого необходимо было отправить сообщение в инспекцию. Например, в случае, когда компания своевременно не уведомила налоговиков, так как узнала о закрытии ее банковского счета по истечении семи рабочих дней с момента его закрытия.

Кроме того, налоговики зачастую настаивали на том, что семидневный срок необходимо отсчитывать со дня подписания с банком соответствующего договора на банковское обслуживание или даже со дня подачи в банк заявления об открытии счета.

Однако суды считают, что этот срок следовало исчислять с момента, когда организация получила от банка письменное уведомление об открытии ей счета (постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.10 № 3018/10). Теперь все подобные споры должны уйти в прошлое.

Татьяна Матасова, главный бухгалтер ООО «Виктория и Ко», член Палаты налоговых консультантов РФ, обратила внимание на то, что, помимо налоговой ответственности, за несвоевременное уведомление инспекции об открытии или о закрытии счета в банке предусмотрена еще и административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1000 до 2000 руб. Она может быть применена к должностным лицам организации или к предпринимателю (ст. 15.4 и примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). Причем по каким-то причинам административную ответственность так и не отменили.

2. Спецрежимники теперь обязаны платить налог на имущество в отношении объектов, по которым он исчисляется исходя из кадастровой стоимости

Диаграмма 2

В настоящее время организации, перешедшие на «упрощенку» или «вмененку», освобождены от уплаты налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ). В скором времени они лишатся этой льготы, если в их собственности имеются объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 1 и 3 ст. 2 Закона № 52-ФЗ).

Речь идет об административно-деловых и торговых центрах и комплексах, а также помещениях в них и о других нежилых помещениях, предназначенных или фактически используемых для размещения в них офисов, торговых точек и объектов общественного питания или бытового обслуживания (п. 1 ст. 378.2 НК РФ). В отношении указанных объектов спецрежимники обязаны будут платить налог на имущество, причем рассчитывать его им придется исходя из кадастровой стоимости (см. врезку ниже).

Читайте на e.rnk.ru

Еще больше полезных материалов

Минфин России считает, что и в 2014 году налог на имущество в отношении отдельных административно-деловых и торговых центров следует определять по прежним правилам. То есть рассчитывать его исходя из их балансовой стоимости, определенной по данным бухгалтерского учета. Подробнее об этом читайте в статье «В каких случаях налог на имущество в отношении бизнес-центров рассчитывается по-старому»

Большинство опрошенных редакцией РНК экспертов отметили, что указанная поправка однозначно приведет к увеличению налоговой нагрузки на организации малого бизнеса, владеющие перечисленными объектами недвижимости. Тем более что за базу для начисления налога на имущество берется кадастровая стоимость, которая максимально приближена к рыночной и является значительно выше инвентаризационной и балансовой.

Андрей Герасимов, заместитель генерального директора по развитию ЗАО «Территория права», канд. экон. наук, добавил, что поправка не только ухудшает положение организаций, применяющих УСН или ЕНВД, но еще и в конечном итоге приведет к повышению цен на реализуемые ими товары и оказываемые услуги.

Анна Бортникова отметила, что «упрощенцы» с объектом налогообложения доходы минус расходы хотя бы смогут включить сумму налога на имущество в расходы, то есть уменьшат на нее базу по налогу, уплачиваемому при УСН (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В то же время «упрощенцы» с объектом налогообложения доходы и организации, применяющие «вмененку», не смогут учесть суммы налога на имущество в целях налогообложения. Это приведет к дополнительной налоговой нагрузке для указанных категорий налогоплательщиков.

У организаций, применяющих «упрощенку», обязанность уплачивать налог на имущество в отношении офисной и торговой недвижимости появится только с 1 января 2015 года. Дело в том, что соответствующая поправка вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 52-ФЗ, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по конкретному налогу (п. 4 ст. 7 Закона № 52-ФЗ). А при применении УСН налоговый период равен календарному году (п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

К сожалению, пока непонятно, с какой именно даты организации, применяющие ЕНВД, обязаны будут уплачивать налог на имущество. Майя Крылова, главный бухгалтер строительной компании «Московская реконструкция», пояснила, что налоговым периодом при применении ЕНВД считается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Поскольку Закон № 52-ФЗ был опубликован 2 апреля 2014 года, поправка по налогу на имущество в отношении организаций, применяющих «вмененку», вступает в силу с начала очередного квартала, то есть с 1 июля 2014 года.

Значит, такие компании должны будут исчислить и уплатить налог на имущество по объектам офисной и торговой недвижимости за III и IV кварталы 2014 года.

Однако Андрей Герасимов отметил, что возможны и другие подходы. Ведь при определении даты вступления этой поправки в силу необходимо учитывать еще и продолжительность налогового периода по налогу на имущество. А этот период равен календарному году (п. 1 ст. 379 НК РФ). Итак, можно предположить еще два варианта:

— организации, применяющие ЕНВД, обязаны будут уплатить налог на имущество за весь 2014 год, поскольку налоговым периодом по нему является календарный год;
— они вообще не должны уплачивать налог на имущество за 2014 год. Указанная поправка начнет действовать для них лишь с начала нового налогового периода по налогу на имущество, то есть с 1 января 2015 года.

Поскольку ситуация неоднозначна, разъяснить ее могут лишь компетентные органы, то есть либо Минфин России, либо Федеральная налоговая служба по согласованию с финансовым ведомством (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Впрочем, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ). В любом случае поправки не касаются предпринимателей, перешедших на «упрощенку» или на уплату ЕНВД.

3. Уточнен порядок расчета налога на имущество в случае разделения объекта недвижимости, налог по которому исчисляется по кадастровой стоимости

Диаграмма 3

Еще одна поправка, внесенная в Налоговый кодекс Законом № 52-ФЗ, касается опять же налога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объектов. Она вступает в силу с 1 января 2015 года (п. 4 ст. 7 Закона № 52-ФЗ).

Начиная с указанной даты в НК РФ будет прописано, как рассчитывать налог на имущество по объектам недвижимости, которые возникли в результате раздела административной, офисной, торговой и иной недвижимости, база по которой определяется исходя из кадастровой стоимости (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ в нов. ред.).

Очевидно, что если разделение такой недвижимости произошло в середине года, то региональные власти не смогут включить вновь возникшие объекты в региональный перечень объектов, налог на имущество по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Ведь этот перечень они обязаны утвердить и разместить на своем сайте в интернете не позднее 1 января очередного года (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Поскольку вновь возникший объект недвижимости в указанном перечне не упоминается, организация вправе начислять налог на имущество по нему исходя из балансовой стоимости, сформированной в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 374 НК РФ). Но такая возможность имеется лишь до конца 2014 года, подчеркнула Анна Бортникова.

Если в 2015 году компания разделит офисный центр на несколько самостоятельных объектов аналогичного назначения, налог на имущество по ним ей придется платить исходя из их кадастровой стоимости. При этом тот факт, что вновь образованные объекты не включены в региональный перечень, значения больше иметь не будет (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ в нов. ред.).

4. Граждан обязали извещать налоговиков о наличии недвижимости и транспорта, по которым они не получали уведомлений об уплате налогов

Диаграмма 4

Поправки в Налоговый кодекс, внесенные Законом № 52-ФЗ, затрагивают и рядовых граждан, не являющихся предпринимателями. Для них введена новая обязанность.

Начиная с 2015 года все физические лица обязаны будут сообщать в инспекцию о наличии у них объектов, облагаемых налогом на имущество, земельным и транспортным налогами (п. 2.1 ст. 23 НК РФ в нов. ред. и п. 2 ст. 7 Закона № 52-ФЗ). Речь идет о жилой и нежилой недвижимости, земельных участках, автомобилях и других транспортных средствах (см. врезку ниже).

Обратите внимание

Механизм уведомления налоговиков о неучтенном имуществе

Сообщение гражданина о наличии в его собственности жилой и нежилой недвижимости, транспортных средств или земельных участков, в отношении которых ему не приходили уведомления об уплате налогов, необходимо будет направить в инспекцию однократно не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 2 п. 2.1 ст. 23 НК РФ в нов. ред.). То есть впервые его нужно будет представить в срок до 31 декабря 2015 года.

Сообщение оформляется по каждому объекту налогообложения. К нему прилагаются:

— копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества;
— копии документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств.

Гражданин направляет указанное сообщение в инспекцию по месту жительства либо по месту нахождения соответствующего имущества. Начислять имущественные налоги в отношении объектов, о которых физическое лицо самостоятельно сообщило налоговикам, они начнут с 2015 года. Причем даже и в тех случаях, когда имущество находилось в собственности физического лица на протяжении уже нескольких лет (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ в нов. ред.). Иными словами, долги по налогам за прошлые годы будут просто прощены

Любовь Мисникович, старший юрист консалтинговой компании, подчеркнула, что извещать налоговиков об указанном имуществе необходимо будет только в тех случаях, когда физическое лицо за все время владения этим имуществом ни разу не получало из инспекции уведомления об уплате соответствующего налога и не платило его. Ведь согласно действующему в настоящее время порядку физические лица, не являющиеся предпринимателями, уплачивают налог на имущество, земельный и транспортный налоги на основании уведомлений, присланных налоговиками по почте (п. 3 ст. 363 и п. 4 ст. 397 НК РФ, п. 1 и 8 ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Таким образом, о недвижимости и транспортных средствах, по которым приходят уведомления об уплате налогов, повторно извещать налоговиков не нужно. Кроме того, физическое лицо не обязано будет информировать инспекцию и о тех объектах, в отношении которых не получает уведомлений из-за предоставления ему льготы по налогу (абз. 3 п. 2.1 ст. 23 НК РФ в нов. ред.).

Отметим также, что и после вступления указанной поправки в силу граждане не обязаны будут самостоятельно рассчитывать сумму соответствующего имущественного налога. Эта обязанность по-прежнему останется за налоговиками.

Тем не менее большинство опрошенных нами экспертов считают указанную поправку весьма странной, а некоторые даже возмутительной. Так, по мнению Анны Бортниковой, введением этой нормы власти фактически признали неэффективность работы органов ГИБДД России и Росреестра в части предоставления налоговикам информации о собственниках автомобилей и недвижимости, необходимой для начисления имущественных налогов.

Андрей Герасимов считает, что указанная поправка свидетельствует о неспособности действующей системы налоговых органов своевременно и в полном объеме исполнять свои полномочия. Вместо того чтобы оптимизировать работу, ФНС России просто снимает с себя ответственность, перекладывая ее на граждан.

Одно успокаивает, что ответственность за непредставление налоговикам указанных сведений появится лишь через два года после начала действия поправки — с 1 января 2017 года (п. 3 ст. 7 Закона № 52-ФЗ). Штраф составит 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ в нов. ред.).

Екатерина Соколова, руководитель юридического отдела группы компаний CUSTIS, отметила, что с 2015 года неисполнение налоговым органом обязанности по исчислению имущественных налогов становится головной болью налогоплательщика. Сейчас до получения уведомления из инспекции физическое лицо вправе не уплачивать налог (п. 4 ст. 57 НК РФ).

После вступления поправки в силу налогоплательщик должен будет не только уплатить налог вовремя, но еще и проконтролировать налоговый орган. При этом ситуация, когда гражданин не уведомил инспекцию, но налог тем не менее заплатил, не описывается.

5. Предусмотрена возможность смягчения ответственности за отражение недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках

Диаграмма 5

Если инспекторы выявят ошибки, неточности или недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках, представленном налогоплательщиком, они вправе взыскать с него штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). Никаких правил, которые бы освобождали организацию от ответственности, например в случае подачи уточненного уведомления и самостоятельного исправления ошибки, предусмотрено не было. Такая норма появилась в Налоговом кодексе лишь со 2 мая 2014 года (п. 10 ст. 1 Закона № 52-ФЗ).

Анна Глазкова, финансовый директор холдинга ABAVA Group, канд. экон. наук, МВА, член совета директоров IMA Moscow (Institute of Management Accountants), пояснила, что в случае подачи уточненного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик освобождается от штрафа, только если он представил его в инспекцию до того, как узнал об обнаружении налоговиками недостоверных сведений в первоначальном уведомлении (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщики теперь будут заинтересованы самостоятельно выявлять и устранять ошибки в уведомлениях о контролируемых сделках. Ведь своевременно представив в инспекцию уточненное уведомление, они могут сэкономить 5000 руб. А, к сожалению, от появления неточностей в декларациях и других документах, подаваемых в инспекцию, никто не застрахован. Тем более что уведомление о контролируемых сделках — это относительно новый вид налоговой отчетности (см. врезку ниже).

Читайте на e.rnk.ru

Уведомление о контролируемых сделках за 2013 год нужно представить в инспекцию не позднее 20 мая 2014 года

Срок для подачи в инспекцию уведомления о контролируемых сделках продлевали до 20 ноября лишь в отношении данных за 2012 год (п. 8.1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ). Информация о контролируемых сделках, совершенных налогоплательщиком в течение 2013 года, должна быть представлена в обычный срок. То есть не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки ( п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Подробнее о том, как заполнить уведомление в отношении разных видов сделок, читайте в статье «ФНС России разъяснила бухгалтерские нюансы при заполнении уведомления о контролируемых сделках»

Многие эксперты оценивают эту поправку позитивно. Так, Екатерина Соколова отметила, что внесенное изменение компенсирует недостатки норм НК РФ о контролируемых сделках и добавляет им здравого смысла. Ведь если налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибку или неточность и оперативно ее исправил, оснований для привлечения его к ответственности быть не должно.

Любовь Мисникович также напомнила, что уведомление о контролируемых сделках, совершенных в течение календарного года, обязаны представить в налоговые органы все стороны таких сделок (п. 1 ст. 105.16 НК РФ). При этом размер штрафа не зависит от количества контролируемых сделок, информация о которых не включена в уведомление или является недостоверной (письма Минфина России от 25.01.13 № 03-01-18/1-14 и от 15.10.12 № 03-01-18/7-142). Получается, даже если в уведомлении по каким-то причинам искажены сведения, например, о четырех контролируемых сделках, штраф все равно составит 5000 руб.

6. У банков появилась обязанность сообщать налоговым органам об открытии и о закрытии вкладов физическими лицами, не являющимися ИП

Диаграмма 6

С 1 июля 2014 года банки обязаны будут сообщать налоговикам об открытии и о закрытии организациям и предпринимателям не только счетов, но еще и банковских депозитов (вкладов). Более того, аналогичные сведения банки будут представлять инспекторам и в отношении любых счетов, депозитов и вкладов физических лиц, не являющихся предпринимателями (п. 1 ст. 86 НК РФ в нов. ред.).

Впрочем, указанные поправки были внесены в Налоговый кодекс еще в июне прошлого года (п. 7 ст. 10 и п. 4 ст. 24 Федерального закона от 28.06.13 № 134-ФЗ). Но поскольку эти изменения вступают в силу лишь через год после принятия — с 1 июля 2014 года, они остались практически незамеченными.

Теперь же Законом № 52-ФЗ добавлена ответственность банков за несообщение налоговому органу указанных сведений в установленный трехдневный срок (п. 2 ст. 132 НК РФ в нов. ред. и п. 7 ст. 7 Закона № 52-ФЗ). Размер штрафа сохранили на прежнем уровне — 40 000 руб.

Мария Лисицына напомнила, что еще с 1 января 2013 года налоговики получили возможность запрашивать в банках справки об остатках денежных средств на счетах, депозитах и вкладах физических лиц, не являющихся предпринимателями, а также получать банковские выписки по ним. Но сейчас это возможно только при наличии запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (абз. 3 п. 2 ст. 86 НК РФ).

Начиная с 1 июля 2014 года налоговики смогут получать указанные сведения и без такого запроса. Любовь Мисникович подчеркнула, что для этого понадобится согласие руководителя вышестоящего налогового органа (УФНС по субъекту РФ) либо руководителя или заместителя руководителя ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 86 НК РФ в нов. ред.).

Более того, налоговики смогут направить в банк запрос об остатках денежных средств на счетах и вкладах физического лица, не являющегося предпринимателем, лишь в двух случаях:

— в рамках налоговой проверки, проводимой в отношении этого физического лица;
— при истребовании у него документов или информации в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, то есть в рамках встречной проверки его контрагента или иного лица.

Любовь Мисникович добавила, что пока непонятно, как указанные сведения будут обрабатываться и храниться в налоговых органах, кто будет иметь к ним доступ и какие суммы депозитов могут вызвать вопросы инспекторов.

Андрей Герасимов предположил, что с учетом реалий современной России эта поправка вполне может дать возможность коррумпированным чиновникам собирать, обобщать и передавать заинтересованным лицам данные о финансовом состоянии граждан и движении их денег.

В то же время многие эксперты отмечают, что указанные изменения позволят налоговикам более эффективно и оперативно взыскивать с физических лиц долги по налогам и сборам и применять к ним налоговые санкции. Хотя эксперты допускают, что полученные налоговиками сведения о счетах и вкладах граждан они будут использовать и для других целей. Например, для выявления фактов ведения незаконной предпринимательской деятельности (сдачи квартир в аренду, репетиторства и др.) или для обнаружения получателей серой зарплаты (см. врезку ниже).

Екатерина Соколова добавила, что указанная поправка может значительно снизить доверие населения к банковской сфере. Граждане будут искать альтернативные способы размещения денежных средств, чтобы обезопасить свои сбережения. И, конечно же, высока вероятность того, что новые нормы будут многими восприниматься исключительно как еще один инструмент тотального контроля государства за своими гражданами.

Читайте на e.rnk.ru

Еще больше полезных материалов

Обнаружение фактов выдачи серой зарплаты может повлечь негативные налоговые последствия не только для работника, но и для его работодателя, являющегося источником такой выплаты. С сотрудника могут взыскать НДФЛ с неучтенной зарплаты и оштрафовать за то, что он самостоятельно не задекларировал полученный доход, с которого не был удержан этот налог (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Для работодателя выплата серой зарплаты означает, что он занижает базу для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды и не удерживает НДФЛ с таких доходов, то есть не выполняет обязанности налогового агента. За это нарушение предусмотрен штраф (ст. 123 НК РФ).

Однако судебная практика показывает, что зачастую налоговикам не удается собрать убедительную доказательную базу. В итоге суды отказывают им в доначислении НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды, а также во взыскании штрафов. Подробнее о недавних судебных решениях по этому поводу читайте в статье «По каким признакам налоговики определяют, что компания выплачивает серую зарплату»